Национализировать что-либо по международному праву может только суверенное государство, но Крым таким статусом до вчерашнего дня не обладал.
Однако в понедельник парламент Крыма заявил о независимости от Украины и отказался выполнять украинские законы. Хотя независимость полуострова вряд ли кто признает, кроме России, провозглашение суверенитета дает Симферополю формальную возможность провести национализацию собственности, ранее находящейся в управлении Киева.
Украинская собственность в Крыму — это морские порты, участки железных дорог, винзаводы, электросети, судостроительный завод «Море», феодосийская нефтебаза, десятки санаториев. Все это приносит в казну Украины примерно $2 млрд в год. Эксперты считают, что инвестирование и изменение форм собственности могло бы вылиться в ежегодную отдачу в размере $10 млрд.
Отдельной строкой в списке имущества стоит «Черноморнефтегаз». В 2013 году его добыча газа превысила 1,65 млрд кубометров (украинские нужды составили 50 млрд) и около 10 млн тонн нефти.
По словам главы «Черноморнефтегаза» Сергея Головина, дальше Крыма его предприятие топливо не поставляет — полуостров с трудом закрывает собственные потребности в газе. Но в 2015 году компания рассчитывает добыть уже 3 млрд кубометров и повысить ресурсную базу на 40–60 млрд кубометров газа. В результате за счет собственных активов полуостров может закрывать внутренний энергетический спрос в течение 40 лет. Черное золото, добываемое «Черноморнефтегазом», поступает на нефтебазу в Феодосии, где есть морской терминал и есть возможность экспорта нефти.
«Газпрому» было бы интересно подключиться к добыче газа на шельфе полуострова — здесь располагаются прогнозные запасы в 2 трлн кубометров газа. Кроме того, монополия могла бы создать на полуострове газовую генерацию и свести к минимуму поставки электричества и тепла с континентальной части Украины. Однако это требует значительных инвестиций, которые сейчас оцениваются не менее чем в $10 млрд.