Авторами значится группа депутатов из всех фракций. Первый законопроект предлагает наделить сотрудников ФСБ правом обыскивать граждан, заподозренных в любой «противоправной деятельности», ужесточить наказания за преступления террористического характера и отменить срок давности по ним. Получить условный срок лишения свободы по 12 статьям УК станет невозможно, никакие смягчающие вину обстоятельства при назначении наказания приниматься в расчет судом не будут. «Уточняется» в сторону расширения и понятие «террористический акт»: таковым авторы предлагают считать не только взрывы, поджоги и иные устрашающие действия (а также угрозу таких действий) «в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями», но и всё вышеперечисленное, совершенное «в целях дестабилизации деятельности» органов госвласти и местного самоуправления».
На заседании Комитета по безопасности и противодействию коррупции у его членов не возникло ни одного вопроса. Ни одного замечания нет и в заключении, предлагающем поддержать инициативу в первом чтении. Глава Комитета и один из авторов документа Ирина Яровая («ЕР») сказала, что предложенные меры «адекватны угрозам» дают спецслужбам «дополнительные инструменты» в борьбе против терроризма.
Комитет по информполитике ранее уже рекомендовал Госдуме поддержать предложение обязать «организатора распространения информации и (или) обмена данными между пользователями» в Интернете в течение 6 месяцев хранить весь трафик (таково содержание второго законопроекта). В заключении комитета отмечается, что отдельные понятия в тексте недостаточно подробно раскрыты, это может породить «неопределенность» при применении. В качестве примера приведено как раз ключевое понятие: «организатор распространения информации»: кто это - оператор информационной системы? Владелец сайта? Или провайдер хостинга?
Ко второму чтению формулировка может быть уточнена, хотя сами депутаты в неофициальных разговорах признают, что иногда неопределенность, дающая свободу рук исполнительной власти, и является заветной целью разработчиков законопроектов...
Комитет по финансовому рынку 26 февраля обсуждал третий законопроект из пакета. Замглавы Комитета по безопасности Андрей Луговой (ЛДПР) от имени авторов заявил, что «политическая ситуация на Украине прекрасно иллюстрирует те идеи, которые заложены в тексте». Суть дела депутат выразил кратко: «Мы хотим максимально уйти от неперсонифицированных анонимных электронных платежей, чтобы было понятно, кто отправляет деньги, кто их получает». В детали он вдаваться не стал. А детали вкратце таковы: запрет на анонимный перевод через электронные платежные системы больше 15 тыс. руб. в месяц и больше 1 тыс. руб. в день (сейчас лимиты - 40 тыс. и 15 тыс. соответственно), и полный запрет на использование неперсонифицированных платежных карт, купленных за рубежом или у иностранных кредитных организаций. «Для чего тогда мы все эти электронные деньги вводили?» - спросила глава комитета Наталья Бурыкина («ЕР»). По её мнению, эти меры в случае их реализации приведут к тому, что «те граждане, которым лень в банк идти, уйдут в кэш, а мы же вроде боремся за ограничение платежей наличными».
В заключении Комитета говорится: по данным ЦБ, в 2013 году объем переводов с использованием электронных средств платежа составил 246 млрд. руб., и 96,9% этих платежей - неперсонифицированные. Причем порог в 1 тысячу превышают более 60% платежей, и ещё больший процент платежей превышает его в случае двух-трех транзакций в день. Не укладываются в новые лимиты оплата услуг ЖКХ, связи, билетов, путевок, страховые платежи, погашение кредитов, налогов, штрафов...
Комитет поддержал проект при условии его «существенной доработки» ко второму чтению». В частности, предлагается продумать механизмы упрощенной идентификации клиентов платежных систем (хотя бы при помощи мобильного), и рассмотреть возможность отменить лимиты по операциям физлиц при оплате товаров и услуг.