«Все уже украдено до нас»
Украинская казна разворована, страна на грани банкротства. Лидер фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк уверен, что денег в бюджете не хватит не только до конца года, а до конца этого месяца. «Платить долговые обязательства нечем, задержки по заработным платам составят до десяти дней», — пообещал Яценюк.
Дефицит финансовых средств в украинской экономике обусловлен несколькими факторами. Истоки финансового кризиса кроются в 2008 году, одновременно с общим ухудшением экономической ситуации в мире. Однако изначально положение было не столь катастрофическим. В 2008 году Киев договорился о предоставлении кредита на $16 млрд с МВФ. Деньги давали на довольно выгодных условиях — под 4% годовых и на 15 лет.
В целом, в случае резкого ухудшения платежного баланса, Украина могла занимать не менее $600 млн в год. Брали, конечно, больше — в ноябре 2008 года страна получила первый транш в объеме $4,5 млрд. Еще в 2009 году дали два транша общим объемом чуть больше $6 млрд. Дальше, правда, дело не пошло. Правительство Виктора Януковича отказалось выполнять требования, предъявленные в обмен на кредит. Украинский кабинет министров призывали отказаться от энергетический субсидий — до последнего времени промышленность и население страны получало газ и электричество по более низким ценам, чем существовали на мировом рынке или даже гораздо дешевле, нежели Россия поставляла «голубое топливо» Украине. Объем субсидий был внушительным — 7,5% от ВВП. В частности, еще в апреле в 2011 году тогдашний представитель МВФ в Украине Макс Альер предлагал увеличить цены на газ и тепло- и электроэнергию для населения на 50%.
Кроме того, вступление в Всемирную торговую организацию принесло Украине больше разочарований, чем пользы. Агропромышленность, на которую делало ставку правительство Януковича, понесло огромные потери. Себестоимость продуктов из соседней Польши оказалась гораздо ниже внутриукраинских цен. В частности, в прошлом году Украина отметила пятилетие членства во Всемирной торговой организации почти 16-миллиардным (в долларах) отрицательным торговым сальдо, падением производства и потерей традиционных рынков сбыта продукции.
Налоговые выплаты в бюджет также значительно сократились. Для примера, фискальные выплаты на недвижимость снизились на 50%, многие промышленные предприятия вообще перестали платить государству, ссылаясь на нехватку свободных средств.
Подкосило руководство Украины желание усидеть на двух стульях — сохранить относительно теплые взаимоотношения с Россией и одновременно дать понять Евросоюзу, что адюльтер с Западом для Киева гораздо важнее, нежели постоянные связи с Кремлем. Понимая намерения «братского» государства, Россия постоянно увеличивала расценки на газ — также как и в нашей стране основной вид топлива для местной генерации (уголь, которым в изрядном количестве обладает Украина, и дороже, и годится не для всех электростанций). С 2009 по 2013 год страна платила «Газпрому» от $260 до $430 за тысячу кубометров. Стоит отметить, что в определенный момент реверсный газ из Европы стал стоить для Украины почти на $100 дешевле, чем из России.
Свобода за кредит МВФ
По словам российского министра финансов Антона Силуанова, наша страна по прежнему готова кредитовать Украину. Речь идет о покупке второго транша украинских евробондов страны на сумму $2 млрд. Всего Россия обещала $15 млрд ($3 млрд дали в конце прошлого года). Но сейчас уже не все так просто. Силуанов заявил, что нужно подождать нового правительства. Что означает фактически отказ от дальнейших финансовых вливаний.
Значит российских денег Украине явно не хватит. Суммарный госдолг страны колеблется в районе $60 млрд. В принципе, это не очень много — примерно половину ВВП. Напомним, что дефолт Греции наступил после того, как Афины заявили о суверенной задолженности страны в 140-150% к ВВП.
Вместе с этим, ежемесячное обслуживание своего госдолга обходится Украине в $12-13 млрд. Столько же страна платит России за годовые поставки газа (кстати, тарифы за прокачку «голубого топлива» из нашей страны приносили украинскому бюджету $2,5-3 млрд в год). Соответственно, новому украинскому руководству придется искать средства на Западе. Средства, скорее всего, будут предоставлены. Великобритания и Германия уже договорились поддержать новое правительство Украины и способствовать выделению финансирования от МВФ.
Однако эта помощь слишком дорого обойдется украинцам. Требования МВФ остаются прежними — повышение внутренних цен на электричество и газ (на 40-50%) и свободное курсообразование гривны. Если новое правительство примет условия международный кредиторов, то украинскую валюту уже в ближайшее время ожидает масштабная девальвация (20-30% по итогам года), а у производственных предприятий и рядового населения просто не будет останется денег на обыденные нужды. По мнению депутата от украинской «Партии регионов» Вадима Колесниченко, «в таком случае, Украину ждет судьба «банановой республики», полностью зависимой от Евросоюза».