Казахский тенге обрушился на 20%

Российский рубль может последовать вслед за союзной валютой

Во вторник, 11 февраля, казахский тенге обесценился на 20% и его новый равновесный курс достиг 185 тенге за доллар (днем ранее был 155 тенге). Причина такая же, как в России — Нацбанк Казахстана отказался поддерживать национальную валюту и отменил интервенции на валютном рынке. Поскольку Россия и Казахстан входят в Евразийское экономическое пространство, вслед за тенге в очередной раз может рухнуть и рубль — зарубежные инвесторы не верят в российскую экономику, а также отказываются вкладывать свои средства в развитие государств бывшего СССР.

Российский рубль может последовать вслед за союзной валютой

тестовый баннер под заглавное изображение

Российский рубль дешевеет с начала января (за месяц потерял в цене около 7%). Национальные валюты ряда бывших союзных республик также начинают слабеть.

Однако в отличие от рубля, который отпустили в «казалось бы свободное плавание» постепенно, «союзные» валюты могут резко девальвировать. Так, казахский тенге 11 февраля «уронили» по отношению к американскому доллару сразу на 20%.

Главными причинами обвала тенге называют рубль. Большинство сделок между Россией и Казахстаном зафиксированы в российской валюте. Поскольку с начала года рубль значительно «просел», соответственно он потянул вслед за собой и тенге.

Падение курса тенге произошло сразу после того, как Нацбанк Казахстана отказался от поддержки обменного курса своей национальной валюты, снизил объемы валютных интервенций, в целом сократив вмешательство в процесс формирования обменного курса.

В результате несмотря на оптимистические заявления местных чиновников о том, что это приведет к росту ВВП и не скажется на уровне запланированной инфляции в 6-8% в 2014 году, крупные магазины Казахстана уже пересмотрели цены на импортные товары в связи с девальвацией тенге. Автосалоны, салоны бытовой техники пересчитали стоимость товаров по новому курсу. В результате цены повысились примерно на 20%. В коммерческих банках страны стоимость одного доллара достигла 200 тенге. Евро торгуется в пределах 255-258 тенге.

Казалось бы, на первый взгляд, проблемы тенге мало касаются России. Хотя бы из-за несоответствия наших экономик по их размеру. Но обе страны входят в Таможенный союз, который быстрыми темпами преобразуется в экономический. А это значит, что судьбоносные решения Нацбанков должны заранее согласовываться.

Прежде всего, в области курсовой политики. Трудно представить, что Нацбанк Казахстана «уронил» свою валюту сразу на 20%, не предупредив об этом ведомство Эльвиры Набиуллиной.

Впрочем, золото-валютный резерв Казахстана и так уже снизился в 2013 году на 13,5%. «Я думаю, что не в последнюю очередь как раз и по этой причине тоже (снижения резервов – «МК»), — заявил заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. - Видимо, в Нацбанке посчитали, что смысла поддерживать валюту на этом уровне уже нет. Поступили ровно тем же способом, которым поступили пять лет назад. В начале февраля 2009 года была первая девальвация, тогда тоже все было сделано один к одному — никто ничего не знал, валюта обвалилась на 30 процентов примерно и установился курс примерно 150-160 тенге за доллар. Сейчас делается то же самое, то есть опускается еще на 30%».

При этом в Астане наверняка помнят и о последствиях девальвации рубля в недавнем прошлом. В 1998 году рубль удешевили к доллару сразу в четверо – до 24 рублей за доллар. Затем дело дошло до 30 и так далее. Российская промышленность ответила ростом. В 2000 году были рекордные 10%. В 2008-2009 годах все было сложнее. Рубль роняли постепенно – несколько месяцев – и не так сильно (максимум на 50%). И особого восстанавливающего эффекта так и получили.

Так на сто же надеется Нурсултан Назарбаев? На российский эффект 1998 года или 2009-ого?

Конечно,1998-ого. Нацвалюту уронили сразу и намного.

Но сейчас уже нет ни в экономике Казахстана, ни России весьма важных ускоряющих факторов: свободных и достаточно современных мощностей, а главное – возможности резкого и долгого повышения цен на нефть. Напомним, чтот в 1998 году баррель падал до $9 за баррель.

Поэтому просто так добиться эффекта от девальвации тенге Астане не добиться. Нефтяной фактор исчерпан для всех добывающих стран. Так на что же надеется Назарбаев?

Ответ прост. На то, что российский бизнес рванет в соседнюю республику из-за более благоприятных инвестиционных условий. Уж сейчас в Казахстане значительно ниже налоги на прибыль и НДС (11% против российских 20% и 18%). Быстрее оформляются новые предприятия. Ниже уровень коррупции. В результате туда бегут тысячи российских предприятий, даже из сферы ЖКХ.

А более низкий уровень казахской национальной валюты по сравнению с рублем приведет к еще к большему «бегству».

Так что придется корректировать рубль к еще более меньшим значениям к доллару и евро. Впрочем, придется подождать окончания известных спортивных событий.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру