У представителей государства и непосредственных участников российского топливного рынка две точки зрения относительно стоимости горючего в этом году. Минэнерго полагает, что цены вырастут на уровень инфляции, которая, по прогнозам Минэкономразвития, составит около 5%. Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа в январе прогнозировала, что рост может составить до 15%.
Второй сценарий выглядит более убедительным. Глава Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль винит в росте внутренних цен на топливо налоговую политику государства. В настоящее время доля налогов и сборов в стоимости каждого литра бензина оценивается в 60-65%. Этот показатель будет расти. В 2014 году налог на добычу полезных ископаемых вырастет на 4,9% (в 2015 году на 7,5%, в 2016 году – еще на 5,5%).
В условиях слабого рубля нефтяники, чтобы сохранить прибыль, перенаправляют большую часть своего сырья на экспорт. Фактически, государство само подталкивает к этому, снижая экспортные налоговые ставки. В частности, уровень экспорта нефтепродуктов вырос до рекордного за последние два года. По сути на рынке создается искусственный дефицит топлива. Стоит отметить, что в странах со стабильной валютой стоимость бензина в настоящее время наоборот снижается. В Израиле, например, в начале февраля цены снизились на 1,2%.
Первого подорожания на российском рынке стоит ожидать до конца месяца. Оптовая стоимость горючего с начала января подорожала на 4-6%. Сейчас трейдеры продают старые партии, а когда они истощаться, следует соответствующего удорожания розничных цен. «Не стоит забывать о закрытии некоторых заводов на плановый ремонт — в марте в Рязанской и Ярославской областях встанут два НПЗ», — говорит аналитик консалтинговой компании Lionstone Investment Яна Трубникова. Все эти факторы грозят привести к тому, бензин в ближайшие месяцы вырастет на 2-3 рубля. То есть, стоимость литра АИ-92 составит 31,5-32,5 рубля, АИ-95 — 34,5-35,5 рубля. В концу года, по оценкам экспертов, рост продолжится. По мнению Геннадия Шмаля, стоимость литра АИ-92 дойдет до 36 рублей, АИ-95 – до 38 рублей.
Ситуация, когда нагрузка на топливный сектор, основной бюджетный донор государства, в итоге сказывается на рядовом населении не нова для России. В нашей стране цены на топливо зачастую растут даже тогда, когда мировые котировки нефти снижаются. Независимые эксперты видят два возможных выхода из замкнутого круга: либо госрегулирование нормы прибыли нефтяников (крайне маловероятно, особенно в условиях бюджетного дефицита). Либо — фиксация внутренних цен. Второе — наиболее вероятно. Государство привыкло бороться с топливным ажиотажем не рыночными способами, а путем прямых переговоров с нефтяными компаниями. В ином случае, государству придется прибегнуть к совету Геннадия Шмаля, который предлагает ввести нормы потребления бензина или выдавать талоны, чтобы обеспечить социальную защиту населения.