Однако насколько точно официальная инфляция характеризует наше с вами бытие, которое, как известно, определяет сознание?
Не секрет, что наши экономические умы считают инфляцию по всем направлениям жизнедеятельности человека: продовольственным и непродовольственным группами товаров, обрабатывающей промышленности и добывающей — словом, все-все-все. И если цены, допустим, на глинозем или красный колчедан (из области металлургии) за отчетный период снизились процентов эдак на 10, а на кило говядины в мясном ряду они взлетели на 20%, то, в общем и целом среднеарифметическая инфляция получается всего-то 5% — почти как в процветающей Германии, где она в минувшем году составила 1,5%.
Но никого не волнует, что говядину (а вместе с ней хлеб, макароны, молоко, масло) мы покупаем каждый день, а красный колчедан в глаза не видели. Есть еще много товаров, хороших и разных, цены на которые даже в нашей стране нет-нет - да и снизятся. Скажем, золото-бриллианты. Другое дело, что предметы роскоши подавляющее число россиян также вряд ли могут себе позволить.
Такой метод подсчета — ни что иное, как средняя температура по больнице. Может, общая инфляция по стране и дает пищу для размышления государственным мужам, но рядовым гражданам, живущих на одну зарплату или пенсию какой с нее прок?
По статданным за минувший год подорожание продуктов было большим, чем в других сферах деятельности: 7,3%. Вроде бы, совсем близко к общей инфляции в стране, зачем волну гнать? Посмотрим по отдельным позициям: куриное яйцо по тем же статотчетам подорожало на 28,86%, сливочное масло на 18,6, молоко на 13,1. Хлеб, как и прогнозировалось еще в 2012 г., стал стоить на 25% больше, а вот «второй хлеб»: картошка, дорожает еще быстрее, к весне будет 50 рублей килограмм.
Все эти галопирующие цифры (еда дорожает из года в год(!) надежно, с глаз долой, прячутся за вполне «пристойной» для «экономики переходного периода» общей инфляцией 5-6-7 процентов..
Еще лет 10 назад «МК» устами одного физика из Дубны призывал отделить зерна от плевел, считать реальный уровень инфляции — по продовольственной корзине, в которую мы «заглядываем» каждый день. И в соответствии с этим индексировать и пенсии, и МРОТ (минимальный размер оплаты труда), и социальные выплаты. Индексация тогда будет все 30% минимум!
Власть, которая неустанно твердит про социальную направленность реформ, такой метод не устраивает. Бюджет трещит по швам, сворачиваются многие социальные программы, резервный фонд нужно приберечь для вливания в крупнейшие корпорации, банки и нефтяные компании — самые бедные и незащищенные в нашей стране. Иначе как они смогут выплачивать баснословные дивиденды и «золотые парашюты» своим топ-менеджерам?..
Потому арифметическое лукавство с базовыми показателями встречается в экономике на каждом шагу. Хотя внешне, на мировом уровне, Россия выглядит более чем презентабельно.
Периодически то тут, то там в Европе прокатывается волна народного гнева, профсоюзы, рабочему классу приходится потуже затягивать пояса, денег не хватает. Россия на этом фоне выглядит настоящим островком благополучия и стабильности. Даже в это непростое время находит средства проиндексировать пенсии. Вот и Жерар Депардье, похоже, навсегда осел на нашем острове стабильности. Ему опасаться нечего, класс богатых мира сего особенно бдительно охраняется нашим государством.