Подорожание в первую очередь коснется того, что Россия закупает, расплачиваясь валютой. Импорт продовольствия в нашей стране стал обычным явлением, а российские гурманы не могут представить свой ежедневный рацион без заграничных продуктов, и за вкус немецких колбас, финских йогуртов и сыров, норвежской рыбы, голландской ветчины, польских овощей и фруктов, чешской кулинарии, венгерских закусок придется платить значительно дороже.
Колбасных продуктов из Германии на отечественном рынке не так много — около 5 тыс. тонн. Что нельзя сказать о мясе — его Россия импортирует до 40%. По оценке самих производителей, поскольку мясная продукция закупается в основном в охлажденном виде, то цены в этом сегменте до конца зимы грозят подняться как минимум на 5%, а к концу года — на 10–15%.
Пожалуй, более всего увеличится стоимость скандинавских морепродуктов. Россия считается крупнейшим покупателем охлажденной рыбы из Норвегии, в частности на долю норвежского охлажденного лосося приходится не менее 60% нашего рынка. В настоящее время Россельхознадзор рассматривает вопрос об ограничении рыбного импорта из этой страны. Представители Российского рыбного союза уверены: если ведомство сможет пролоббировать эмбарго, прейскурант на норвежскую рыбу взлетит на 20–30% также до начала весны. «Норвежцам придется перенаправить экспортные потоки в другие страны — США, Японию и Китай. Это выльется в существенное увеличение затрат на логистику и дистрибуцию, что приведет к повышению общей ценовой планки. Когда Россия соберется увеличить импорт норвежской рыбы, ее стоимость будет уже выше, нежели сейчас», — говорит эксперт Аналитического центра информационного агентства по рыболовству Тимур Митупов.
Вырастет стоимость скандинавских сыров, в том числе плавленых, которые являются одним из излюбленных деликатесов российского стола. Финская Valio — один из лидеров по поставкам этого продукта в нашу страну. Учитывая, что Россия закупает за рубежом около 25–30% молока, цены на эти изделия могут вырасти к марту-апрелю на 7–10%.
Что касается продуктов польских и венгерских аграриев, то здесь ситуация неоднозначная. C одной стороны, Польша экспортирует в Россию до 90% своего урожая яблок. Доля венгерских фруктов в нашей стране также высока. Однако курсы злотого и флорина, так же, как и рубля, сейчас падают. Поэтому, скорее всего, темпы роста стоимости товаров из этих стран будут в районе 5–10%, при этом подорожания следует ожидать не ранее мая.
В целом доля обыденных иностранных товаров в продовольственном балансе на российском рынке превышает 40%. Мегаполисы, Москва и Санкт-Петербург, импортируют до 70–80% продуктов питания. В осенне-зимний период заграничные закупки тех же картофеля и капусты увеличиваются. Цены на овощи будут расти в зависимости от страны-производителя. Если испанский и израильский картофель в середине весны подорожает примерно на 10%, то продукция из Египта (египетский фунт также сейчас нестабилен) пока не будет прибавлять в цене.
Кстати, отечественные рестораны уже отреагировали на обвал рубля — многие владельцы сократили удельный вес своих блюд или начали использовать дешевые продукты.
Ослабление рубля коснется тех, кто собирался в новом году обзавестись новенькой иномаркой. По словам старшего менеджера практики по оказанию консультационных услуг автомобильным компаниям международной компании PwC в России Сергея Литвиненко, вместо постепенного роста стоимости транспортных средств в пределах 1–2% в течение года цены в салонах сразу рванут на 10%, и в отличие от рубля в этом секторе отката назад уже не будет. Подорожают машины, собранные в России, — большая часть комплектующих к ним все равно импортируется.
Увеличения цен стоит ожидать на рынке бытовой и электронной техники. Пока распродаются уже закупленные товары, но желающих приобрести их по прошлогодним ценам становится все больше: россияне на их покупку в этом году в России потратили почти на четверть больше, чем за те же сроки прошлого. Новые поставки, которые начнутся в марте, с одной стороны, увеличат количество демпинговых распродаж, с другой — привлекут интерес к более актуальным девайсам. Рост цен в этом секторе может произойти ближе к лету, так как в условиях тотального удорожания товаров россияне будут экономить и покупать бюджетные вещи.
Падение курса рубля коснется также и транспортного рынка. Уже сейчас туроператоры отмечают 50-процентный рост бронирования авиа- и железнодорожных билетов. Это они связывают с предстоящим ростом цен. К курортному сезону стоимость билетов, по их мнению, может вырасти на 10%, а путевок — даже на 30%. «Я советую не ждать, что будет с долларом, евро и рублем. Если купить путевку сейчас, она обойдется дешевле на 30%», — говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Логика роста цен такова: снизится количество отдыхающих, соответственно, туроператорам придется повышать цены на путевки, чтобы нивелировать сокращение своих доходов.
Удорожание доллара и евро ударит по карману и нетрудоспособной части населения. Объем импорта готовых лекарственных средств в Россию ежегодно увеличивается примерно на 10%. В количественном эквиваленте это составляет около $15 млрд. Учитывая повышение спроса, а также насущную потребность в заграничных медикаментах, этот показатель грозит вырасти до $19–20 млрд. Причем платить придется за такое же лекарство, что и раньше.