Чьи на самом деле госпредприятия?

Авторитетное мнение

Центральный пункт заседания правительства звучал так: «о порядке рассмотрения программ развития стратегических предприятий». Рутинно. Однако картина, нарисованная на заседании, уж точно не скучная.

Авторитетное мнение

У государства в российской экономике контрольный пакет. Соответственно, «госкомпании» – это пароль. Отзыв – да, мы такие, это наши исторические особенности, традиции и вообще таков наш менталитет.

Но прошедшее заседание правительства заставляет задать для кого-то детский, а для кого-то кощунственный вопрос: кто контролирует госкомпании?

Вопрос только кажется риторическим. Казалось бы, государство назначает топ-менеджеров госкомпаний, имеет в их советах директоров своих представителей. В чем вопрос?

Давайте послушаем, что 30 января заявил Игорь Шувалов: "Мы мало общаемся с советами директоров, мы не проводим с ними совещания". Вот такой контроль. "Я бы хотел сказать всем коллегам по правительству, что мы хотим сделать так, чтобы в 2014 году мы совершенно по-другому научились работать не только с предприятиями с государственным участием, но и с теми компаниями, которые являются исключительно частными, но в силу разных причин работают с государством. В этом году мы хотим научиться по-другому работать с советами директоров", – продолжил Шувалов.

Итак, правительству еще предстоит научиться работать с госпредпритиями и частными предприятиями, которые работают с государством. Сейчас необходимой работы с советами директоров в том числе и стратегических предприятий правительство не просто не ведет, но и не умеет вести. Вот тебе раз.

Есть и два. Алексей Улюкаев на заседании правительства назвал долгосрочные программы развития стратегически предприятий «становым хребтом, на который можно будет надежно крепить» стратегии, дивидендную политику, бизнес-планы, финансовые планы. Пока те долгосрочные программы, которые есть у стратегических компаний, а их не может не быть, критериям Минэкономразвития не удовлетворяют.

Почему? Оказывается, е сть долгосрочные программы стратегических предприятий, есть планы правительства, есть федеральные долгосрочные целевые программы, но нет механизма их увязки. Одна рука (правительство) не знает или уж точно действует независимо от другой (госпредприятия).

Почему правительство так долго мирилось с этим удивительным положением дел? Низкую эффективность перекрывал поток нефтедолларов. Цены на нефть и сейчас относительно высоки, но они не растут – и неэффективность госсектора лезет наружу.

Но это не все объяснение, есть и другое. Если правительство существовало, не пересекаясь, с госпредпритями, то это не значит, что госпредпрития никто не контролировал. Это и был топменеджмент, который зачастую подменял госинтересы, в которых должны действовать эти предприятия своими собственными. Заседание правительства наглядно показало, что на месте госкапитализма в России существует чиновничий капитализм, а это совсем не одно и то же. Интересы конкретных чиновников —это совсем не интересы государства.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру