Как сообщил Генеральный прокурор РФ открывая совместное заседание коллегии своего ведомства с коллегиями Министерства обороны и Министерства промышленности и торговли, чтобы обезопасить средства направленные на ГОЗ, в федеральной прокуратуре создано специальное подразделение. Совместно с Миноброны, МВД, ФСБ, ФНС и Росфинмониторингом прокуроры будут внимательно следить за компаниями «оборонки». Первая же проверка проведенная этой спецгруппой привела к скандальным результатам.
- Систематически нарушаются сроки, - флегматично негодовал Чайка. - В качестве соисполнителей привлекаются предприятия не способные самостоятельно выполнить договорные обязательства, а также не имеющие необходимых лицензий. Вскрыты многочисленные факты завышения цены контрактов, хищения бюджетных средств. Только по результатам проведенных в прошлом году проверок в авиастроительной и судостроительной корпорациях было возбуждено 48 уголовных дел связанных с хищениями, преднамеренным банкротством промышленных предприятий. Ещё 43 материала находятся в стадии доследственной проверки.
Генпрокурор также подчеркнул, что несмотря на значительные государственные вливания в рамках ФЦП развития ОПК многие предприятия указанных корпораций обанкротились, обесценились их активы, уменьшился уставной капитал самих ОАК и ОСК – все из-за системных просчетов руководства. Кроме того, прокурорам показался загадочным тот факт, что за последние три года на НИОКР в двух отраслях государство истратило 133 млрд. рублей и так и не дождалось каких-либо видимых результатов. Обо всей этой ситуации доложено президенту, прокурорские проверки будут продолжены, а кроме того Чайка предложил вернуть контроль за исполнением ФЦП Минпромторгу.
На самом деле происходившее на совместной коллегии – пример аппаратной прозорливости и здравого смысла Сергея Шойгу. Была проблема – конфликт по ценообразованию и выполнению заказа. Схему ценообразования изменили – теперь цену определяет не только и не столько Минобороны, сколько Минпромторг и Федеральная служба по тарифам. Одна часть конфликта снята, но вторая – срыв контрактов – так сама по себе и не ушла. Свежий пример – партия из 12 новейших Су-35, которая так и не была принята в запланированное время из-за технических неисправностей машин. Таких примеров, пусть чуть менее скандальных - сотни. Но зачем ставить под угрозу выполнение всей программы вооружения, развязывая новый этап «ценовых войн»? Для решения этих вопросов существуют полномочные структуры. Генпрокуратура, например. Пусть там разберутся.
В своих выступлениях глава Минпромторга Денис Мантуров и председатель ВПК Дмитрий Рогозин пытались подстелить соломки. Оба сетовали, например, на то, что помимо прокуратуры предприятия ОПК проверяются постоянно десятками различных инстанций – от администрации президента (и даже непосредственно лично главы государства), до комитетов профильных ведомств и депутатов Госудмы. Вице-премьер намекнул присутствующим, что таким образом «кнута» ОПК дают постоянно, а вот с «пряником» хуже.
- Потребуется появление стимулов к тому, чтобы промышленность справлялась с возросшими объемами производства и своевременно, с высоким качеством поставляла Министерству обороны и другим государственным заказчикам все, что необходимо по программе вооружения, - предупредил Рогозин.
Похоже, 20 триллионов народных денег в условиях экономии бюджета видятся вице-премьеру и его подопечным стимулом недостаточным.