Первые черные списки банков, претендентов на отзыв лицензий, начали распространяться в Сети в конце ноября, сразу после краха Мастер-банка. Их было несколько, и изначально размещались они в виде ссылок на специализированных банковских форумах, порталах «обмена впечатлениями о товарах и услугах» и на прочих аналогичных площадках. Списки эти перекочевывали с сайта на сайт, появлялись и исчезали, иногда страницы с подобной информацией блокировались.
В перечне самого большого «листа» было 136 финансовых учреждений, самого маленького — 21. Надо сказать, что банков из первой двадцатки там не было. Зато присутствовали Инвестбанк и Банк проектного финансирования, у которых 13 декабря ЦБ отозвал лицензию.
16 декабря «МК» обнаружил в Интернете еще один черный список из 67 банков. Он представляет собой компиляцию первых трех, с той лишь разницей, что туда помимо Инвестбанка «ворвался» еще один (пока существующий) из первой сотни.
Эксперты отмечают, что когда происходят такие события, как массовый отзыв лицензий (во втором полугодии ЦБ лишил лицензий 17 банков. — «МК»), по рынку начинают ходить некие черные списки банков, которые якобы вот-вот рухнут. В том, что это стало происходить после истории с Мастер-банком, нет ничего удивительного — одно из старейших финансовых учреждений страны, владевшее одной из самых больших сетей банкоматов и своим процессинговым центром.
Сотрудник одного из коммерческих банков признался корреспонденту «МК», что их служба безопасности за последние две-три недели выявила несколько черных списков, в которых названия кредитных учреждений пересекаются лишь частично.
«Кому это нужно и кто это делает? Но уж явно не Центральный банк, — уверен наш источник. — Здесь возможны варианты. Например, утечки возможны через аналитиков, которые на основании банковской отчетности представляют своим клиентам данные о неблагополучных банках. Затем через пятые руки это попадает в Интернет и распространяется с огромной скоростью. Кроме того, инициатором могут быть госбанки, которые рассчитывают за счет таких вбросов спровоцировать панику людей и, как следствие, переток денег из частных банков к ним. Не исключены мошенники, чтобы предложить фигурантам за вознаграждение «решить вопрос» с ЦБ. Как бы то ни было, самая страдающая сторона — это крупные коммерческие банки. Они аккумулируют огромные средства — и любые негативные новости в банковской сфере, даже не касающиеся их напрямую, бьют по доверию и репутации. Привлекать подобным образом клиентуру — это все равно что пилить сук, на котором сидишь».
Представители Центробанка, от председателя Эльвиры Набиуллиной до ее заместителей, в последние дни упорно повторяют, что черных списков не существует в природе. «Это ложная информация, — успокаивает вкладчиков первый зампред Алексей Симановский. — Отзыв любой лицензии для нас шок. Понятно, что это крайняя мера, которая используется только в критических ситуациях, когда все иные меры, возможности исчерпаны». Действительно, Банк России обладает точечной информацией о состоянии дел практически в любом российском банке и делать какие-то списки ему незачем.
Между тем некоторые крупные банки, опасаясь массового оттока клиентуры, начали разрабатывать пакеты антикризисных мер. Например, для начала всерьез рассматриваются вопросы введения до конца года жестких ограничений по объему снятия наличных денег и предоставления крупным клиентам дополнительных финансовых привилегий.