— Подписанное соглашение — это один из шагов в рамках городской стратегии по стимулированию внедрения инноваций, — рассказывают «МК» в «главном штабе» столичных инноваторов, ЦИР. — Так, сейчас Москва первой на постсоветском пространстве предлагает программу открытых запросов и предложений граждан и бизнеса для городского хозяйства и развития городской среды.
Программа реализуется совместно с известной краудсорсинговой платформой Citymart, которая сотрудничает с крупнейшими мегаполисами Европы, Америки, Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона. (Краудсорсинг — букв.: использование ресурсов толпы, от англ. crowd и sourcing. — «МК») Фактически речь идет о виртуальной площадке, где обнародуются основные задачи, которые стоят перед городом (например, в Барселоне это трудоустройство молодежи и людей с инвалидностью, развитие туризма). Компании и новаторы со всего мира присылают свои решения. Экспертное жюри оценивает каждое ноу-хау, выбирает наиболее перспективные, а их авторов приглашают на встречу с заинтересованной стороной (чиновниками, инвесторами) и помогают запустить проект в пилотном режиме.
«Место встречи спроса и предложения», — говорят про виртуальную площадку специалисты. Инновационные компании получают «витрину» для своих разработок, а администрация города — удобный инструмент для поиска решений.
— До конца 2014 года Москва опубликует первые 10–20 открытых запросов и проанализирует присланные в ответ проекты, — уточняют в Центре инновационного развития столицы. — Самые удачные из них протестируют.
Как могут выглядеть подобные ноу-хау, можно судить по недавно завершившемуся конкурсу мобильных и веб-приложений для мегаполиса API Challenge. Организатором соревнования также выступил ЦИР. Участники должны были предложить полезные интернет-сервисы по образованию, отдыху, бизнесу и в целом жизни в Москве на основе открытых данных столичного правительства. За два месяца от разработчиков и молодых предпринимателей поступило несколько десятков заявок (из них часть проектов находится на стадии готового прототипа или работающего приложения). Какие-то идеи подсмотрели за границей, к чему-то подтолкнул личный опыт.
Жюри отметило фармприложение «Домашний фармацевт», которое помогает москвичам искать дешевые аналоги лекарств (дженерики). Также программа позволяет вести историю назначенных рецептов, уведомляет пользователя в случае, если лекарства из рецепта не совместимы друг с другом. Кроме того, жители Москвы могут заказать медикаменты в интернет-аптеке.
Еще одно приложение — «Барьеров нет для Windows» — дает возможность людям в инвалидных креслах или родителям с детскими колясками найти наиболее комфортные маршруты на карте города, включая просмотр детальных данных о месте: фотографии, расположение и т.д.
Внимание «Яндекса» привлек проект «Где ДТП?», помогающий участникам аварии и ее свидетелям найти друг друга и восстановить полную картину происшествия. Сразу два сервиса (Dublway.com и www.ktovputi.ru) готовы посодействовать москвичам в поиске попутчиков для городских и междугородных поездок. Аналогичные сайты популярны за рубежом. «В Америке и Европе такое движение называется carpool или ridesharing, ему уже более 10 лет. Пора и нам становиться разумнее и эффективнее использовать ресурсы, — объясняют суть услуги создатели Dublway.com. — Например, вы соседи и работаете неподалеку, значит, вы можете использовать только один автомобиль для поездок на работу и обратно, разделяя расходы на топливо или чередуясь между собой. Или для поездки из Москвы в Воронеж вы находите водителя, у которого есть свободные места, причем это намного дешевле, чем авиаперелет и билеты на автобус или ж/д.
Родителям будет интересен поисковик по детским садам Москвы с указанием координат на карте и подробной информацией о конкретном учреждении. Продолжили образовательную и культурную тематику проекты научной электронной библиотеки «КиберЛенинка», единая платформа для музеев Smart Museum, путеводители по Москве с описанием и фотографиями культовых точек, пешеходными зонами.
Приложение «Измеритель шума» должно подсказать пользователю уровень шума по интересующему адресу. «Приложение было бы полезно в первую очередь для родителей с маленькими детьми при выборе жилья, — рекомендуют авторы. — Также хорошо было бы ввести классификацию источников шума. Одно дело засыпать под шорох шин, другое — просыпаться над трамвайным депо».
Еще одна идея позаимствована в Нью-Йорке и призвана бороться с «ужасной рекламой» на улицах: «В Америке горожане могут сфотографировать сомнительный щит и отправить снимок в департамент строительства. Если реклама будет признана недобросовестной или незаконной, компания, разместившая ее, может быть оштрафована на сумму до 25 тысяч долларов. Согласитесь, неплохой способ пополнить городской бюджет».
Самым эффективным решением для бизнеса жюри признало проект для анализа госзаказа — Z-monitor. С помощью приложения предприниматели могут оперативно получать информацию обо всех проходящих в городе тендерах и сокращать время на подачу заявки.
Посмотреть презентации проектов можно на сайте конкурса www.apichallenge.ru.