У краха глаза велики

В России может вообще не остаться частных банков

Российская банковская система накануне краха. И дело даже не в том, что ЦБ отозвал лицензии у очередных трех банков: Инвестбанка, Смоленского банка и Банка проектного финансирования (БПФ) — они не самые крупные, хотя один из них и занимает 80-е место в общем рейтинге. Проблема в том, что, по оценкам независимых экспертов, практически все отечественные банки в той или иной степени занимаются отмыванием денег и практикуют «серые» схемы. Поэтому над любым банком висит дамоклов меч.

Неслучайно зампред ЦБ Михаил Сухов пообещал посадить во все крупные и средние банки своих уполномоченных, которые будут решать, кого сразу закрывать, а кого санировать, следить за финансовыми учреждениями изнутри.

В России может вообще не остаться частных банков
Рисунок Алексея Меринова

тестовый баннер под заглавное изображение

Вчера произошел беспрецедентный случай. Зампред ЦБ Михаил Сухов выступил в прямом эфире двух главных государственных телеканалов страны. Во-первых, он сообщил об отзыве лицензий у трех упомянутых выше банков. Во-вторых, что важнее, Сухов предупредил, что в 160 российских банках появятся спецуполномоченные ЦБ, которые в оперативном режиме будут отслеживать состояние финансовых структур и по итогам анализа решать, закрывать банк или нет. Фактически российская банковская система переводится под ручное управление мегарегулятора. Для чего это делается?

Дело в том, что вся финансовая система России заражена вирусом «грязных» денег. Многие банки фактически являются «прачечными». Но речь не идет о масштабном закрытии коммерческих банков, хотя компромат у ЦБ есть на всех. Скорее всего, мегарегулятор поступит иначе. Так, например, профессор Финансового университета Марина Медведева считает: «Большинство российских банков, у которых высокие покровители, будут не закрывать, а оздоравливать (санировать)».

Тем не менее паника на рынке набирает обороты. В Москве выстроились огромные очереди к банкоматам. Жители Калининграда штурмом взяли офис Инвестбанка, к которому подтянули полицейские силы.

Вообще, отзыв лицензии и последующее банкротство — мера крайняя. Очевидно, что в результате закрытия банка пострадают и физические лица, и юридические. Причем последние — в большей степени. Как известно, «физики» первые в очереди на получение денег и возврат хотя бы гарантированных 700 тыс. рублей, если вклад не превышал эту сумму. Более того, их выплаты в приоритете и после. И только потом очередь дойдет до компаний и фирм. А это ведь тоже люди, их зарплаты, бизнес.

Интересно, что санацию «грязных» банков в ЦБ всерьез не рассматривали, поскольку она, по мнению первого зампреда ЦБ Алексея Симановского, «в три раза дороже». Кстати, финансовый омбудсмен Павел Медведев придерживается точки зрения, что лицензии у недобросовестных банков надо отбирать еще раньше. «По Закону о банковской деятельности ЦБ обязан отзывать лицензии, когда относительная достаточность банковского капитала (это соотношение капитала к активам банка. — «МК») снизится до 2%. Только если этот процент выше, все клиенты банка гарантировано получат свои средства», — пояснил Медведев.

Самым крупным среди трех банков, лишившихся лицензии в пятницу, является Инвестбанк. Он занимает 80-е место среди кредитных организаций страны. Его активы достигают 75,6 млрд рублей. Объем вкладов населения у Инвестбанка на ноябрь составлял около 39,4 млрд рублей. По этому показателю он уступает Мастер-банку, вклады в котором были более 47 млрд рублей.

Напомним, Инвестбанк в последнее время испытывал серьезные финансовые трудности. Он не мог ответить по обязательствам перед своими вкладчиками и кредиторами в связи с неудовлетворительным качеством активов. Именно это и послужило причиной отзыва лицензии. Кроме того, ЦБ установил существенную недостоверность отчетности, которую банк ему предоставлял.

Из-за низкого качества активов ЦБ лишил права на банковскую деятельность и Смоленский банк, который входит во вторую сотню банков России по размеру активов. Правда, на этом претензии ЦБ к Смоленскому банку не заканчиваются. Мегарегулятор уличил его в осуществлении сделок, направленных на вывод активов.

В «банковской нечистоплотности» ЦБ уличил и БПФ. Согласно данным мегарегулятора, Банк проектного финансирования был вовлечен в проведение сомнительных операций.

Однако Агентство по страхованию вкладов (АСВ) поспешило успокоить вкладчиков трех банков, лишенных лицензий. Выплаты страховок начнутся не позднее 27 декабря. Сейчас у АСВ деньги есть. Замгендиректора АСВ Андрей Мельников заявил, что агентство располагает всего лишь 135 млрд руб., и если отзывы лицензий продолжатся с той же интенсивностью, то весной АСВ придется обратиться за финансовой помощью в ЦБ. В результате серьезным рискам подвергнется всю экономика, хотя бы потому, что нечем будет поддерживать курс рубля.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру