2013-ый был объявлен по инициативе президента Владимира Путина годом охраны окружающей среды. На прошедшей неделе итоги были подведены на IV всероссийском съезде экологов. А вчера еще и на площадке «МК». На круглый стол пришли министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, замруководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов, Николай Нефедьев, замдиректора Департамента госполитики в сфере окружающей среды Минприроды, Евгений Шварц, директор по природоохранной политике WWF, и Валерий Фёдоров, гендиректор ВЦИОМ.
Валерий Федоров огласил результаты своего опроса. Выянилось, что «красная» тряпка для населения – это прежде всего свалки твердых бытовых отходов. 58% опрошенных считают бытовые отходы «наибольшей экологической опасностью».
И не мудрено. По различным оценкам, в России сейчас функционирует 1100 специальных мусорных полигонов, которые, по идее, надежно изолированы от грунтовых вод. Но, как показывает опыт, не всегда. К тому же есть еще десятки тысяч просто свалок, многие из которых не были официально санкционированы. И на них ежегодно скапливается от 40 до 50 млн тонн бытовых отходов (с промышленными – отдельная песня).
Скоро в нашей природной среде не останется ни одного не загаженного места. Выход один – раздельный сбор мусора его последущим использованием в качестве сырья для промышленности и энергетики (в последнем случае – попросту для безопасного сжигания). И население, как говорят социологи, уже к этому готово. По крайне мере 74% опрошенных лично намерены это делать. Более того, 90% опрошенных считают, что программа Минприроды по созданию системы переработки мусора, упаковки и бытовой техники окажет наиболее благоприятное воздействие на окружающую среду.
Отсюда вывод – нужна всеобъемлющая производственная «мусорная» инфраструктура. По словам Сергея Донского, её будут создавать на основе закона об обороте твердых бытовых отходах, принятие которого запланировано на I квартал 2014 года.
Суть предложений Минприроды следующая. На первом этапе (то есть во дворах и на улицах) мусор будут собирать раздельно: бумага и картон в один контейнер, стекло – в другой, пластик – в третий, пищевые отходы – в четвертый. Не забудут и использованные батарейки. За организацию процесса деньгами ответят муниципальные власти.
А вот за сбор и утилизацию вышедшей из употребления бытовой техники ответственность понесут производители или торговые сети. Они должны на свои средства создать специальные площадки для сбора и демонтажа не нужных уже приборов. Для этого, конечно, им придется как и автопроизводителям ввести утилизационный сбор. Но его величина будет зависеть и от того, насколько выгодно удасться продать годные к новому производству запчасти. Так чтьо ожидать существенного роста цен на бытовую технику не стоит. Тем более, что конкуренцию никто еще не отменял.
К тому же Минприроды предлагает учредить отдельный утилизационный госфонд (на федеральном уровне), куда производители, которые сами не смогут справиться с «разделкой» техники, будут перечислять определенные платежи.
С остальным отсортированным мусором поступят по разному: что-то, например, бутылки, вернут на разлив жидкостей, что-то, как металл, переплавят, а, что-тот придется сжечь, но при этом получить электроэнергию.
В общем, выгода должна получиться обоюдная. С одной стороны, свалок станет меньше, а промышленность и энергетика получат дополнительное и зачастую дешевое сырье.