Хостелы для вундеркиндов

На Московском урбанистическом форуме обсудили эволюцию отечественной культуры предпринимательства

Многие страны с завистью смотрят на американскую Кремниевую долину: гигантская «коммуна» изобретателей-предпринимателей, манящая инвесторов. Здесь все готовы поделиться друг с другом идеями, связями, растут сами и развивают экономику государства. Но, как отметил на форуме в Москве Майк Эмерич, эксперт по развитию Большого Манчестера, консультировавший государственные и международные проекты Великобритании: «Долина — это уникальное явление, его надо изучать и бесполезно копировать». Министр правительства столицы Алексей Комиссаров согласился, что в Москве иная атмосфера. У наших предпринимателей болезненное отношение к провалам, неудачам, а само предпринимательство в недавней истории было незаконно — и за это сажали в тюрьму. Прошел еще слишком короткий срок, и все-таки бизнес-среда активно развивается. Какую роль играет МСП в жизни Москвы и нужна ли ему поддержка со стороны властей, обсудили на специальной сессии форума.

На Московском урбанистическом форуме обсудили эволюцию отечественной культуры предпринимательства
Фото предоставлено организаторами форума

Во многих городах малый бизнес является важным поставщиком базовых сервисов: от кафе и развлечений до лечения и образования.

Молодые участники заседания сразу обратили внимание на ситуацию с нестационарной торговлей в Москве. По их мнению, она в столице вроде как разрешена, а вроде и не приветствуется. Тут же вспомнили яркий пример: руководитель одного из профильных городских департаментов подошел к уличной тележке и якобы бы даже что-то с нее купил, но едва официальное лицо исчезло, моментально объявились сотрудники в погонах и попросили предпринимателя-передвижника место покинуть.

В свою очередь Шахар Вайсер, создатель и владелец сети городского такси, действующего в разных странах, посетовал, что, например, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, узнав об их службе, сразу стал спрашивать: не надо ли чем помочь компании? Мэр Тель-Авива сам начал ездить на их такси. В Лондоне они стали официальным перевозчиком Олимпиады. Одним словом, везде и всюду местные власти их активно поддерживали, поскольку понимали: ребята занимаются публичным транспортом, разруливают ситуацию с пробками, парковками, облегчают жизнь туристам — делают то, что обычно ложится на плечи государства, а еще и платят налоги. А вот в Москве их службу такси чиновники особым вниманием не балуют.

Ответить на оба запроса согласился Алексей Комиссаров. Во-первых, пояснил Алексей Геннадиевич, на сегодня в городе есть понятная схема расположения объектов нестационарной торговли. Если у кого-то документы были оформлены не по правилам, такие предприниматели пострадали. В общем же реорганизация рынка направлена на то, чтобы деятельность ларьков и палаток приняла цивилизованный вид. «Я был с коллегой из Департамента торговли и услуг на встрече у мэра, — уточнил чиновник, — и там была четко высказана позиция за передвижную торговлю. Только не ту, когда люди покупают фургончик, а потом машина с проколотыми колесами стоит все время на одном месте».

В отношении второго вопроса, о такси, Комиссаров напомнил: «Ни в одном городе мира таких перемен в таксомоторном парке не было, поэтому мэры и приходили в частную компанию, они не знали, как справиться своими силами». В Москве же за последние 20 лет рынок перевозок «доразвивался» до того, что легальное такси практически исчезло, так что в итоге мэрия сама внимательно изучила ситуацию и активно занялась исправлением положения. Уже в прошлом году было выдано 20-тысячное официальное разрешение на работу такси.

Вместе с тем собравшихся предпринимателей заверили в том, что их идеи городу очень важны. С конца года столичные власти начнут публиковать открытые запросы департаментов Москвы на те или иные хозяйственные решения. На практике это означает, что чиновники не просто объявят о закупке шумоизоляционных щитов или, допустим, системы видеонаблюдения конкретного образца, а будут изучать различные предложения компаний, как можно снизить шум в городе или обеспечить безопасность жителей.

Что же касается непосредственно услуг такси, вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Сурен Варданян рассказал, что в их организации есть площадка по решению транспортных вопросов и они будут рады новым инициативам.

Директор стартап-академии Московской школы управления «Сколково» Лоренс Райт коснулся темы высокотехнологичных компаний. С его точки зрения, в российской столице слишком высока стоимость услуг для начинающих предпринимателей (PR, веб-дизайн и т.д.). «Город очень дорогой, несопоставимо с Силиконовой долиной», — заметил он. Кроме того, недостаточна популяризация стартап-культуры. Главным ее посылом должно стать то, что инновации — это не просто модно, это нужно. Люди не понимают, зачем стране бизнес-ангелы, менторы, инвесторы.

Представители мэрии дали понять, что «сбивать цены» на услуги на рынке никто не будет. В то же время город создает площадки, где начинающие предприниматели могут получить необходимые сервисы: бизнес-акселератор, инкубаторы и др. Там же стараются создавать мотивацию для внедрения ноу-хау в жизнь. Есть программы поддержки в виде субсидий (в том числе на выставочную деятельность), работы гарантийного и микрофинансового фондов. А вот более острый вопрос, который мешает притоку в столицу высококлассных специалистов, — жилищный. «Стоимость жилья — главный барьер, — заявил Алексей Комиссаров. — Сейчас мы попробуем реализовать модель создания хостелов при коворкинг-центрах, которую в случае успеха, надеемся, подхватит бизнес».

Популяризация тоже набирает обороты: в прокат выходит отечественный фильм «Стартап», основанный на реальных событиях и рассказывающий о становлении инновационного бизнеса в России. Наконец-то герои Рэмбо поменяются на героев с развитой мышцей головы, иронично заметил один из участников форума.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру