Как известно, доллар и евро растут на Московской бирже всю последнюю неделю. К уровню начала года первый вырос более чем на 2,7 рубля, евро - более чем на 4,7 рубля. Потери рубля с начала года к бивалютной корзине приблизились к 10%.
Кроме того, ноябрь стал одним из худших месяцев в этом году для фондов, инвестирующих в российскую экономику. Отток капитала из них идет уже пять недель подряд в среднем по $137 млн.
В результате 29 ноября рубль пусть и не так сильно как накануне, но все же ослаб в очередной раз по отношению к мировым валютам. На выходные дни ЦБ установил курс национальной валюты к доллару в 33,19/$ (+6 копеек), а к евро – 45,19/евро (+20 копеек).
Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева во всем винит Запад: "Сейчас очень серьезное колебание на рынках, действительно связанное с ожиданием того, что будут делать США и Европа. Как только рынки начинают ожидать приближения тейперинга (сворачивания количественного смягчения – «МК»), сразу идет колебание всех валют к доллару. Как только начинают ожидать, что, наоборот, тейперинг откладывается, идет обратный процесс. Это, на мой взгляд, будет основной вопрос, который будет регулировать колебания». Кроме того, г-жа Юдаева обратила внимание и на антикризисные меры Европейского центрального банка, которые в последнее время способствовали удорожанию европейской валюты по отношению к заокеанской. Отсюда и более сильное падение рубля к евро, чем к доллару. "Все эти вещи нужно принимать во внимание при рассмотрении колебаний на российском рынке", - подчеркнула Юдаева.
Министр экономического развития Алексей Улюкаев, в свою очередь, большое внимание уделяет внутренним факторам, например, налоговому периоду. Сейчас компании активно платят казне за третий квартал. Им нужны рубли. По идее, национальная валюта в этих условиях должна укрепляться. Но раз она этого не делает, то после окончания налогового периода будет еще хуже. Тем более, что Юдавева еще раз напомнила: «ЦБ никак не способствует удержанию курса на каком-то определенном уровне, только некоторому сглаживанию".
Впрочем, падение курса рубля при неизменной цене нефти позитивно для бюджета - увеличатся рублевые доходы от экспорта сырья.
Таким образом, рубль окончательно вошел в штопор. Всем выгодно его опускать Несмотря на то, что цены на нефть остаются довольно высокими, они уже перестали играть роль рублевого якоря. И, если например, ЦБ продолжит расширять пределы валютного коридора и, в особенности, отзывать лицензии вслед за «Мастер-банком» у других кредитных учреждений, то рубль только ускорит свое падение. Хорошо еще, если он остановится на рубеже 35 руб./$. Вероятно, осталось вернуть к выработке валютной политики Алексея Кудрина, всегда выступавшего за сильный рубль.
Эксперт «МК»
Дарья ЖЕЛАННОВА, финансовый аналитик «Альпари»: «Ослабление рубля, которое продолжается с конца октября этого года, объясняется двумя группами факторов. Внешний – риски сворачивания программы количественного смягчения ФРС, сроки которого еще не названы, укрепление европейской валюты. Внутренний фактор - курс правительства на ослабление национальной валюты, что должно поддержать бюджет страны (это подтверждается заявлениями политиков).
На самом деле этот процесс падения рубля достаточно опасен, так как способствует раскрутке инфляции, не дает возможности понизить процентные ставки, затрудняет импорт технологий. Пока ситуацию не выправляют устойчиво дорогая нефть (Brent торгуется выше 111 долларов за баррель) и налоговый период.
До конца текущего года тенденция вряд ли сменится, рубль будет находиться на уровнях 33-34 к доллару, 44-46 к евро.
В деловых кругах появились слухи о скорой смене главы правительства, в качестве основного кандидата фигурирует – Алексей Кудрин, который, как известно, является сторонником политики сильного рубля. Это дает основание полагать, что курс российской валюты выправится до 28-30 за доллар, 39-40 за евро, при отсутствии рисков резкого падения цен на нефть.