На состоявшейся не так давно коллегии Счетной палаты аудитор Валерий Богомолов заявил, что существуют серьезные риски срыва сроков начала работ на объектах топливно-энергетического комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока, что может повлиять на стоимость их строительства и на несвоевременный ввод в эксплуатацию, запланированный на 2016 год.
Одновременно Счетная палата раскритиковала размер взноса, который государство внесло в уставный капитал «Русгидро». В частности, речь идет о вложенных в прошлом году из федерального бюджета в компанию для строительства объектов энергетики на Дальнем Востоке 50 млрд рублей, которые сейчас прокручиваются на депозитном счете в Сбербанке. Речь идет о первой очереди Сахалинской и Якутской ГРЭС-2, ТЭЦ в Советской Гавани и второй очереди Благовещенской ТЭЦ. «Проектно-сметная документация по четырем объектам, которые поименованы в указе президента, до настоящего времени не утверждена, — пояснила председатель палаты Татьяна Голикова. — И очень высока вероятность того, что средства в течение 2013 года использованы не будут. Я сомневаюсь в эффективности подобных вложений. В пояснительной записке к закону о бюджете даже нет объяснений, зачем такие расходы вообще нужны». Зато в «Русгидро» за первые полгода уже получили 1,6 млрд рублей в качестве процентов.
Несмотря на это, Минэнерго на прошлой неделе утвердило увеличение инвестиционной программы «Русгидро» на 2014–2016 годы до 262 млрд рублей, именно с учетом упомянутых 50 млрд.
«Русгидро» уже не первый раз попадает под огонь жесточайшей критики. В середине февраля 2013 года на совещании Владимир Путин публично сделал замечание о нежелании разбираться в хищениях внутри компании. В качестве примера президент привел ситуацию с Загорской ГАЭС-2 в Подмосковье, где полиция вскрыла миллиардные хищения в ходе строительства.
Тогда в компании «Русгидро» сделали хорошую мину при плохой игре: обещали и проведение дополнительных проверок, и разработку предельно понятного механизма строек и контроля.
Однако знающие люди считают, что все это игра на публику. Реально же в этом году к лучшему ничего не поменялось: число уголовных дел растет, качество работ ухудшается, сроки постоянно срываются. О проблемах с четырьмя станциями на Дальнем Востоке написано выше. Теперь о воровстве.
В июле 2013 года Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России возбудило уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере» — с деньгами, выделенными на строительство Загорской ГАЭС-2. Генподрядчик строительства «Гидрострой» заключил десятки субподрядных договоров с фирмами-однодневками, куда перечислялись средства по фиктивным договорам. В результате объект построили так, что в сентябре из-за просадки плиты фундамента машинного зала гидроэлектростанция была затоплена. Чудом никто не погиб. Убыток от аварии достиг 10 млрд рублей.
По статье «Мошенничество» возбуждены дела в отношении руководителей Бурейской ГЭС, ОАО «Зарамагские ГЭС», Карачаево-Черкесской гидрогенерирующей компании.
Суммарный ущерб составляет более миллиарда рублей. Дошло до откровенной уголовщины. Летом у авторитетного директора дагестанского филиала «Русгидро» Тимура Гамзатова дома в Махачкале изъяли целый арсенал оружия и боеприпасов.
Пока же в компании на словах борются с коррупцией и «куют» честные кадры. Руководителя компании журнал Forbes в 2013 году включил в рейтинг наиболее высокооплачиваемых гендиректоров российских госкомпаний. Он в нем занимает почетное 15-е место с ежегодным доходом $7 млн. Впереди немногие: руководители «Роснефти» — Сечин, «Газпрома» — Миллер, «РЖД» — Якунин... Как говорится, есть к чему стремиться.