Эту инициативу уже поддержало Минэконоразвития и теперь в ближайшее время ее может утвердить премьер-министр Дмитрий Медведев. Если приказ будет подписан, то скорее всего бутылки нестандартных объемов исчезнут с прилавков магазинов, торгующих крепким спиртным легально.
Дело в том, что до сих пор производители таким образом могут обходить закон и продавать водку в бутылках чуть меньших, чем 0,5 литра по ценам ниже минимальных, установленных ведомством. Потребитель, неспособный визуально отличить разницу в объеме, в итоге зачастую выбирает более дешевую бутылку. Эта ситуация противоречит справедливой конкуренции, считают чиновники. После уравнивания цен, такая уловка станет нелегальной, и производителям придется перейти на стандартный размер — поллитра.
Кроме того, согласно документу, цена на ликероводочную и другую алкогольную продукцию, за исключением водки, крепостью от 30 до 40 градусов устанавливается равной цене на аналогичную продукцию крепостью 40 градусов. В частности, теперь минимальная розничная цена на продажу такого алкоголя составит 170 рублей за 0,5 литра. Это связано с тем, что в розничной продаже появилась водка под видом "горьких настоек" крепостью 35 градусов.
Представители РАР уже сообщали о возможных изменениях регулирования минимальной цены водки. Как известно, с 2010 года в России существует минимальная цена на бутылку — за это время она успела повыситься с 89 рублей до 175 рублей за пол-литра. По мнению экспертов рынка, это подорожание — одна из причин увеличения количества нарушений в алкогольной рознице.
Между тем, россияне полюбили покупать водку в мелкой таре. В последнее время на 13% увеличилась доля бутылок емкостью 0,25 л, на 29% — 0,20 л. Доля 0,38 л увеличилась больше всех прочих — на 37%. При этом пол-литровая бутылка остается самой популярной — на ее долю приходится около 59% продаж. Однако тара емкостью 0,25 л уже заняла второе место, опередив 0,7 л (10,4% против 10%).
Психология покупателя таким образом адаптируется к выросшим ценам и поэтому потребители выбирают продукт в небольших упаковках по привычной цене. Так что, покуда «огненная вода» вода будет увеличиваться в стоимости, предприимчивые производители будут искать обходные пути, а чиновники в очередной раз выставлять им заслоны.
Важно понимать, что привычку ценой не испугаешь. С момента последнего увеличения акцизов на спирт производство водки резко сократилось (минус 40%). Чего нельзя сказать о потреблении — пить народ меньше не стал.