Украина, сильно зависящая от импорта российского газа, уже несколько лет безуспешно добивается снижения его цены, которую считает завышенной, а сам последний газовый контракт — кабальным. При этом ежегодно Украина потребляет около 50 млрд куб. м газа, а собственные объемы добычи газа составляют только 15–16 млрд куб. м в год. Энергетическая стратегия Киева предполагает целый ряд мер по достижению энергонезависимости от России: увеличение добычи газа на шельфе Черного моря, разработка сланцевых месторождений нефти и газа, закупки, в том числе реверсные, голубого топлива в Европе, Азербайджане и Туркменистане, а также замещение природного газа углем. Поэтому заявление Николая Азарова весьма органично укладывается в общий контекст.
«Обсуждать цифры, называемые Азаровым, не имеет смысла, — считает Константин Симонов. — У украинских властей под рукой, видимо, какие-то особенные калькуляторы. Я неоднократно ловил их на абсолютных фантазиях. То Янукович заявляет, что цена должна быть 220 долларов за тыс. кубов, то появляются высказывания, что газ для Украины — самый дорогой в Европе. А до недавнего времени украинцы говорили, что берут газ в Польше дешевле, чем в России. Правда, тут же появляется информация, что они вынуждены отказаться от польского газа, так как он слишком дорогой. Цифра в $20 млрд взята с потолка. Украина — страна чудес со своей математикой и своими странными калькуляторами».
По мнению Симонова, заявления о том, что Украина может хоть завтра отказаться от российского газа, просто смешны.
Сопредседатель фонда энергетических стратегий Украины Дмитрий Марунич уточнил: «С учетом волатильности (изменчивости. — «МК») газового рынка реверсные поставки газа не всегда срабатывают. Когда цена выше $430 за тыс. кубов, такие сделки бессмысленны».
«Когда Украина говорит, что ей не нужен российский газ, а Россия утверждает, что обойдется без украинской газотранспортной системы (ГТС), — это блеф, — заявил независимый украинский эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский. — Самая главная проблема — это вопрос цены. Предложения России, отдайте нам в управление ГТС или откажитесь от евроинтеграции, а мы в ответ снизим стоимость газа, неприемлемы для Украины».