Счетные хроники
После воцарения в Счетной палате Татьяны Голиковой активность ведомства существенно выросла. Однако, строго говоря, предложение о задействовании денег Резервного фонда для уменьшения дефицита госбюджета прозвучало на коллегии Счетной палаты 13 сентября этого года, то есть ровно за неделю до назначения «леди Бюджет» главой Счетки. Ну да ладно, отвлечемся от хронологии.
На той коллегии аудитор Счетной палаты информировала: в 2009–2012 гг. объем госдолга России вырос в 2,4 раза (на 3,8 трлн рублей), с 2,7 трлн до 6,5 трлн рублей. Средневзвешенная стоимость заимствований была в 3–7,5 раза выше доходности от размещения суверенных фондов в активах, номинированных в обесценивающихся долларах США, евро и британских фунтах (годовая доходность в 2009–2012 гг. от вложений в эти активы составила 0,75–1,2% годовых). Причем госдолг рос даже при профиците бюджета: в 2011 г. профицит составил 442 млрд рублей, а долг подскочил на триллион.
Почему бы не «использовать средства Резервного фонда в качестве источника финансирования дефицита федерального бюджета», а заодно не «рассмотреть возможность вложения средств в активы, номинированные... в наиболее стабильных валютах: австралийских долларах, швейцарских франках, канадских долларах, японских иенах»?
Пытливый обыватель, отметив разумность предложения, наверняка попросит просветить текущую ситуацию в суверенных резервах и добавит: «Странно, почему в отчете Счетной не фигурирует Фонд национального благосостояния?»
Ненавистные Treasury
На 1 октября этого года объем Резервного фонда составил 2,8 трлн рублей, так что, если бы правительство приняло решение о единовременном замещении потребностей бюджета не заимствованиями, а накоплениями, денег все равно бы не хватило. В 2009–2012 гг., напомню, объем госдолга вырос на 3,8 трлн, а денег в Фонде даже сейчас 2,8 трлн рублей (на конец 2012 г. было и вовсе 1,9 трлн рублей).
В чем хранятся деньги Резервного фонда, Минфин не раскрывает (нам с вами эту информацию, видимо, знать без надобности — сон ухудшится). Известно только, что на август этого года суммарный объем вложений российских международных резервов в американские казначейские облигации и векселя (Treasury) составил $136,8 млрд (приблизительно 4,4 трлн рублей), или 26,7% от российских международных резервов (на 1 августа — $512,8 млрд).
По объему вложений в Treasury Россия занимает 11-е место в мире, уступая таким «гигантам», как Люксембург ($143,8 млрд), Бельгия (166,8 млрд) или Швейцария ($179,7 млрд), то есть странам, как пить дать, понимающим в мировых финансах побольше нашего. Удельный вес наших вложений в Treasury — 2,4% от общего объема иностранных инвестиций, что не идет ни в какое сравнение с тем же Китаем (без Гонконга) — 22,7%, или Японией — 20,6%.
Еще один малообъяснимый момент: в прошлом году наш госдолг составлял 7,7% ВВП (речь о пропорциях, а не о величинах), тогда как госдолг наших соседей по табели вложений в Treasury был в разы, а то и на порядок выше: у Люксембурга — 19,0%, у Швейцарии — 52,4%, у Бельгии — 99,6% ВВП.
Так что же, в этих странах к власти пришли национальные предатели, иностранные наймиты и агенты Ротшильдов? Если для кого-то эта версия будет достаточной, дальше можете не читать. Для остальных скажу: управление государственными финансами — штука более тонкая, чем решения в лоб. В Счетной палате должны это понимать.
Пропажа ФНБ
На 1 октября этого года объем средств Фонда национального благосостояния достиг 2,8 трлн рублей, что сопоставимо с авуарами Резервного фонда. Однако в отличие от Резервного фонда информации о направлениях размещения ФНБ несколько больше.
Минфин сообщает, что только на депозитах во Внешэкономбанке нынче размещено 474 млрд рублей и $6,25 млрд (порядка 200 млрд рублей), а всего Минфину высочайше дозволено вложить в ВЭБ 955 млрд рублей и те же $6,25 млрд. В сумме 1155 млрд рублей, из которых дальнейшее размещение 475 млрд рублей и все тех же $6,25 млрд, как пишет Минфин, публично «не регламентировано».
Как выяснилось, 40,6% ФНБ уже размещено, и это только в ВЭБе. Сколько средств, предназначенных для обеспечения «софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ», так записано на скрижалях, покоится в Treasury, снова не сообщается. Вероятно, однако, что из приблизительных 4,4 трлн рублей суммарных заокеанских вложений триллион все же «пенсионный».
Ненадолго вернемся в короткое лето и вспомним, как в июне президент Путин заявил о безотлагательной необходимости вложений еще 450 млрд рублей средств ФНБ «в окупаемые инфраструктурные проекты на возвратной основе». С ходу были названы первые три проекта: строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань, Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) и модернизация Транссиба.
Существовали ли в июне бизнес-планы этих проектов, вопрос спорный, но уже в сентябре «РЖД» пересчитали стоимость новой магистрали и выявили стартовую недостачу аж на 140 млрд рублей. В настоящий момент общая стоимость «проекта века» оценивается в 1068 млрд рублей, из которых 670 млрд рублей должно выделить предрасположенное к главе «РЖД» государство.
Как бы там ни было, но только три направления размещения средств ФНБ (ВЭБ, Treasury, транспортная инфраструктура) в совокупности могут потянуть на 2,6 трлн рублей. Из 2,8 трлн рублей совокупного объема.
Никто даже не смеет заикаться, что эти деньги потеряны, упаси боже. Разговор о том, почему в отчете Счетной палаты не было слышно о ФНБ, а также о том, что инвестирование «народных денег» (прошу прощения за наивность) осуществляется мало того что непрозрачно, так еще и в проекты, целесообразность которых очень многим представляется сомнительной.
Стратегия викингов
В последние годы мы привычно сравниваем стратегию использования наших суверенных фондов с норвежским государственным пенсионным фондом Global. Спешу сообщить, что по итогам III квартала этого года общий объем средств Global составил 4714 млрд норвежских крон ($801,4 млрд), притом что Норвегия добывает углеводородов приблизительно в четыре раза меньше по сравнению с Россией.
В III квартале 63,6% средств Global было размещено в акциях (доходность от инвестирования — 7,6%), 35,5% — в облигациях (0,3%), 0,9% — в недвижимости (4,1%). Средневзвешенная доходность Global по итогам III квартала составила 5,0%, или в деньгах 228 млрд крон ($38,8 млрд), а за весь 2012 г. — 13,4%, или 447 млрд крон ($76 млрд). Вся доходность была получена исключительно на внешних рынках — в Норвегии внутренними инвестициями занимаются другие фонды
Вложения Global в акции 63 российских компаний по итогам 2012 г. составили 25,4 млрд крон ($4,3 млрд). В приоритетах — пинаемый либералами госсектор: «Аэрофлот», ВТБ, «Газпром», Сбербанк, «Транснефть». Рассмотрение инвестиций в облигации обнаруживает занятную деталь: по итогам 2012 г. норвежцы вложили в Treasury 324 млрд крон ($55,1 млрд). Тоже дураки?
Наконец ответим на главный «норвежский» вопрос: почему у «тупых» викингов получается, а у богоспасаемой России нет? Один из вариантов ответа: эффективная работа квазигосударственной управляющей компании «Управление инвестициями Банка Норвегии» (Norges Bank Investment Management), трудятся в которой 336 сотрудников из 27 стран.
Почему у нас такой конторы нет? А помните, как истерили в Госдуме, когда Минфин вознамерился создать для управления резервами специализированное Росфинагентство? Особенно пиарилась фальцетоголосая дамочка из якобы оппозиционной фракции: разворуют! Дельная инициатива уперлась в организационный статус агентства — то ли госкорпорация, то ли ОАО со стопроцентным госучастием и запретом на последующую приватизацию, да там и зачахла. В итоге мы исходим злобными слюнками, а просчитать бизнес-план строительства магистрали Москва — Казань, как и прежде, некому.
Недальний Восток
Вот что я скажу вам, господа хорошие, вместо послесловия. В этом году огромная часть российской территории оказалась под водой. Пострадали многие тысячи людей, в буквальном смысле лишившись крыши над головой. Чего у нас только не предпринимали: и президент туда наведывался, и премьер, и сбор средств через СМС организовали, и теплые вещи отправляли, да только денег на восстановление как не было, так и нет.
Зачем нам суверенное злато, Treasury и Москва — Казань, когда людям жить негде?