Иосиф Дискин, председатель комиссии ОП по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов РФ, поставил вопрос ребром: конечно, сейчас, как предупреждает Дмитрий Медведев, прошло время принятия «простых решений», но не адекватных. Тогда как проект бюджета-2014 (правительство внесло его в Госдуму 30 сентября, но пока первого чтения не было – «МК»), по мнению Дискина, типитчный образчик «неадекватного» документа.
Суть его претензий заключается в следующем: сокращаются расходы на социальную политику, ЖКХ, здравоохранение, образование. Не растут также и инвестиционные вливания в экономику. Продолжается перечисление средств в Резервный фонд. Остается небольшим дефицит бюджета (0,5% ВВП в 20145-ом, 1% – в 2015-ом). Внутренние заимствования растут медленными темпами. Между тем страна сползает топчется на месте.
Еще больше алармистских настроений добавил Валерий Фадеев, председатель комиссии ОП по экономическому развитию и предпринимательству и главный редактор журнала «Эксперт». По его словам, он еще год назад предупреждал Владимира Путина, что если правительство сохранит нынешнюю политику (масштабное аккумулирование валютных средств в Резервном фонде и сдерживание госинвестиций в экономику), то страна не только не получит экономического роста в 2013 году в 3,7% (в 2012-ом так прогнозировало Минэкономразвития), но и «сползет в депрессию». Президент тогда якобы согласился с таким неприятным прогнозом. Но кивнул на министров, которые утверждали обратное.
История почти что рассудила спорщиков буквально за год. Как известно, темпы роста упали до 1,8-1,7%. Промышленность вообще на нуле. Депрессии еще нет, но она явно близка.
Однако еще рано делать окончательные оценки. Эксперты Дискин и Фадеев всегда придерживались так называемых дирижистских взглядов, когда основные инвестиции в экономику должно делать государство. Как, например, в Китае. В этом году, как подчеркнул, Фадеев, институты развития Китая вложили в свою экономику $1 трлн. А наш ВЭБ – только около $20 млрд. Поэтому и вчера в ОП предлагали поменять бюджетную политику следующим образом. Главное изыскать в бюджете как можно больше денег для инвестиций. Для этого необходимо, как считает Фадеев, повысить на 2% ВВП внутренние заимствования, а также изъять из международных резервов еще 5% (сейчас в них с учетом Резервного фонда и ФНБ – около $520 млрд). Это даст около 2 трлн рублей сверх 13,570 трлн рублей доходов бюджета-2014.
Но спасет ли нас эти явно рискованные меры от депрессии? Бывший и.о. министра финансов и председатель ЦБ Сергей Дубинин считает, что нет. Бюджет-2014 сверстан, по его мнению, вполне реалистично. Просто его арзработчикам пришлось работать в жестких ограничительных рамках.
Таким образом, вряд ли проект бюджета претерпит в Госдуме слишком уж серьезные изменения. Но, напомним, что придется жить в условиях 5% секвестра, который был обеспечен, впрочем, как объяснила Нестеренко, не за счет сокращения социальных программ, а урезания на 5% госзакупок, на 2% ассигнований ряду бюджетных учреждений и заморозки зарплат военным, правоохранителям и госслужащим.
Другое дело, что в Госдуме придется разбираться с техническими ошибками, допущенными правильством в проекте бюджета. Так, цифры доходов бюджета в бюджете не сходятся с данными прогноза, разработанным Минэкономразвития. И вообще к качеству прогнозов этого ведомства накопилось уже много прентензий. Уже сейчас само правительство меняет одну страницу за другой в проекте бюджета.
Но в конечном итоге, вряд ли российские власти откажутся от политики сдерживания расходов в пользу их наращивания в те отрасли, которые могут и не дать должной отдачи.