Газета The Wall Street Journal выделила следующие области экономического знания:
– Финансовые кризисы, банки, ликвидность, государственное регулирование;
– Эконометрика – наука, изучающая количественные и качественные экономические взаимосвязи с помощью математики и статистики;
– Поведенческая экономика;
– Экономический рост.
Финансово-информационная корпорация Thomson Reuters не просто писала о приоритетах и фаворитах, а конкретно предсказывала (она это делает ежегодно) нобелевских лауреатов не только по экономике, но и по другим научным дисциплинам. В этом году фирма угадала лауреатов Нобелевской премии по физике, но промахнулась с медициной и химией. И в экономике тоже – пролет, что, впрочем, неудивительно: в этой сфере лауреатов угадать гораздо труднее, чем в точных науках. Бозон Хиггса – вещь сугубо конкретная (хотя на подтверждение гипотезы о существовании этой частицы ушло полвека), а вот, допустим, влияние людских предубеждений на поведение финансовых рынков «пощупать» гораздо труднее, и никакого аналога адронного коллайдера для этой цели не построишь.
А вот трое американских ученых, работая независимо друг от друга, сделали более предсказуемым поведение финансовых рынков. Нобелевская премия была присуждена им за «эмпирический анализ ценообразования активов». Как отмечает в своем решении Нобелевский комитет, предсказывать поведение биржевых котировок на ближайшие дни или недели невозможно, «но вполне возможно предвидеть общее поведение этих цен в течение длительных периодов, например, от трех до пяти лет». Лауреаты-2013 – профессор Чикагского университета Юджин Фама, профессор того же университета Ларс Петер Хансен и профессор Йельского университета Роберт Шиллер – выявили в этом вопросе тенденции, которые «могут показаться удивительными и противоречивыми».
Накануне агентство деловых новостей Bloomberg отмечало (в комментарии Мэтью Клайна), что экономическая «нобелевка» в целом присуждается гораздо более заслуженно, чем Нобелевская премия мира: Бараку Обаме, например, дали премию мира лишь за то, «что он – не Джордж Буш». В 1973 году премия мира досталась Генри Киссинджеру и Ле Дык Тхо за то, что они якобы договорились об окончании войны во Вьетнаме. После этого война длилась еще два года и окончилась отнюдь не мирным путем. В том же году Нобелевская премия по экономике была присуждена Василию Леонтьеву, американскому экономисту, выехавшему из советской России в 1925 году, за изобретенную им систему анализа входных и выходных данных. В годы Второй мировой войны разработанная Леонтьевым матрица «затраты – выпуск» применялась американской авиацией для выбора целей в Германии. А сегодня эту технику измерения добавленной (или, наоборот, уничтоженной в результате тех или иных действий) стоимости применяет интернет-поисковик Google, определяя релевантность (соответствие запросу) вебсайтов.
Нобелевская премия по экономике была учреждена в 1968 году в ознаменование 300-летия шведского центробанка, старейшего на планете. В денежном выражении этот приз составляет 8 млн. шведских крон ($1,2 млн.). В большинстве случаев лауреатами «нобелевки» в этой номинации становились американцы. Единственным советским ученым, удостоенным Нобелевской премии по экономике, был выдающийся математик и экономист, академик АН СССР Леонид Канторович: «нобелевку» он получил в 1975 году «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов».