Замминистра сельского хозяйства Илья Шестаков назвал госпрограмму сбалансированной, но в то же время признался, что она недофинансирована: «Хотелось бы вкладывать в нее еще больше средств, чем это происходит на данный момент». Вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН) Иван Ушачев с ним не согласился, заявив, что никакого баланса как раз не наблюдается.
Кроме того, по мнению академика, к концу 2013 году в ряде отраслей сельского хозяйства стали сказываться негативные последствия вступления России в ВТО. «Мы заметили, что в текущем году заметно сократилось (и продолжает сокращаться) поголовье скота, в два раза замедлились темпы производства мяса. А также уменьшилось производство молока и яиц», — сообщил Ушачев.
Согласно его отчету, в нынешних условиях растет импорт продовольственных товаров. За семь месяцев 2013 года ввоз продуктов увеличился на $11 млрд, то есть на 7% с аналогичным периодом 2012 года. Одновременно сократился экспорт — более чем на 13%. При этом в последние годы затраты на импортное продовольствие превышают $40 млрд. Все это происходит на фоне ухудшения макроэкономических условий в стране. А это может привести к сокращению государственной поддержки аграрного сектора.
Также Ушачев указал и на другие проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации госпрограммы. «Известно, что провозглашен курс на инновационное развитие и технико-технологическое обновление — это проблема номер один в АПК. Но на это в программе заложено жалких 2 млрд рублей. Слава богу, на это недавно добавили еще 5 млрд», — пояснил Ушачев.
По его мнению, еще одной бедой АПК является инфляция, которая снижает эффективность планирования деятельности хозяйств. «По нашим расчетам, она ежегодно съедает у сельхозпроизводителей 100 млрд рублей в год. Конечно же, на нее влияют денежно-кредитная политика, выравнивание российских цен на энергоносители с мировыми и рост тарифов монополий».
В связи с этим РАСХН предлагает, используя практику зарубежных стран, снизить ставку межбанковского кредитования и довести ее до уровня ниже прогнозируемой инфляции. Потому что сейчас система кредитования отрасли окончательно запутала финансовое состояние сельхозорганизаций. Например, общая кредиторская задолженность составляет 2 трлн рублей. А это превышает сумму годовой выручки в 1,3 раза.
«Что касается тарифов, то целесообразнее было бы не ограничиваться годичным замораживанием цен естественных монополий, а продлить его на 5 лет. Также необходимо поставить вопрос о снижении цен на все виды внутренних ресурсов с возможностью введения отдельной ценовой шкалы и тарифов для сельского хозяйства», — заключил Ушачев.