На высокие процентные ставки по кредитам уже жаловался даже министр финансов Антон Силуанов. «Мне тут недавно поступило конфиденциальное предложение: хотели предоставить потребительский кредит, лично мне, Силуанову Антону Германовичу. Знаете, какая ставка была мне предложена? 23%! Размер ставок запредельный», — пожаловался Силуанов, выступая на ежегодном съезде Ассоциации российских банков (АРБ).
Одна из причин, по которой проценты никак не падают, — высокая ставка рефинансирования (8,25%). Таким образом, ЦБ пытается сдержать инфляцию. Правда, Банк России уже объявил, что к 2016 году ставка рефинансирования будет снижена до уровня ключевой РЕПО — 5,5%.
Теперь же власти планируют снижать не только инфляцию, но и ставки по потребкредитам. В Минфине было проведено совещание, на котором обсуждалась соответствующая тема. Решение, к которому пришло ведомство: максимальное отклонение, которое могут делать банки от среднерыночной ставки, — 30%. Напомним, она рассчитывается не по простому усреднению, а по усреднению с весами. Это означает, что чем крупнее банк, тем больше влияние его ставок на итог. И даже дешевый, но не популярный продукт в таком банке сильно влияет на среднерыночную ставку ЦБ в сторону ее понижения. Например, в ряде госбанков имеются потребкредиты с низкой ставкой в 7–8% годовых (мы не оговорились). Однако для их получения нужно предоставить поручителей, а то и залог, стоимость которого вдвое превышает выдаваемую сумму. Понятно, что получателей таких кредитов мало. Но вес этих ставок в расчете ЦБ велик.
В России среднерыночная ставка по кредитам составляет 10%. Таким образом, с отклонением от нее не более чем на 30% ставки по кредитам для физлиц составят 13%, что ровно вдвое меньше, чем сейчас.
Однако экспертное сообщество идею ограничения ставок не поддерживает. «Какая ставка возможна для потребителя, должен определить сам банк-кредитор, потому что именно он получает финансовый риск, а не Центробанк. ЦБ не должен влиять на величину ставок, потому что для этого существуют стоимость привлечения ресурсов, конкуренция в отрасли и риск невозврата. На данный момент необходимости ограничивать ставку нет никакой», — прокомментировал «МК» директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков.