Визит генпрокурора Чайки случился сразу после того, как Владимир Путин и Александр Лукашенко перемолвились о судьбе «Уралкалия» и Баумгертнера на полях саммита ОДКБ. Поэтому от встречи двух генпрокуроров в Минске ждали чего то экстраординарного, типа немедленной экстрадиции Владислава Баумгертнера на родину. Однако этого не случилось. «Изменений в статусе гендиректора "Уралкалия" Владислава Баумгертнера пока нет» - заявили представители прокуратуры Белоруссии по окончании встречи. Но это вовсе не означает, что переговоры не состоялись или оказались неудачными. О том, что некие договоренности между прокуратурами все-таки были достигнуты, можно догадаться по поведению адвокатов Баумгертнера. Они пока отказываются от комментариев, ссылаясь на просьбы следствия. Если бы вопрос об экстрадиции был безнадежен, они вряд ли стали бы молчать.
Другое дело, что для рассмотрения дела «Уралкалия» в России нужно соблюсти ряд правовых условностей. Главная из них заключается в том, что расследовать дело против Баумгертнера и Керимова в РФ можно только в том случае, если оно заведено и на их родине. Но ни Баумгернтер, ни Керимов не нарушали российского законодательства. Значит Генпрокуратура должна найти что-то, за что Баумгертнера можно будет наказать и у нас. Белорусские следователи, видимо, хотят помочь в этом России. Иначе как понимать последнее решение начальника управления по расследованию преступлений в сфере организованной преступности и коррупции Следственного комитета (СК) Беларуси подполковника Курчанова? По его сообщению, в Минск на допрос вызвана жительница Березников Александра Селянинова.
В России Александра Селянинова известна не только как главный транссексуал страны, бывший майор милиции, пожелавший стать женщиной. Но и как правозащитница, председатель организации «Народная защита», которая уже несколько лет пытается уголовно наказать недропользователей «Уралкалия» за то, что по их вине в Березниках образовался масштабный провал почвы, в который ушла часть города. Для белорусской стороны показания по поводу Березняков никакой пользы иметь не могут, потому что уж точно не имеют никакого отношения к ситуации с Белорусской калийной компанией. Да и Владислава Баумгертнера с Керимовым к этой истории привязать можно лишь опосредовано. Потому что в момент деятельности компании в Березниках «Уралкалий» принадлежал Дмитрию Рыболовлеву. Керимов приобрел ее позже. Но если очень захочется, то по этому эпизоду против менеджмента «Уралкалия» можно возбудить дело в России. И на этом основании экстрадировать Баумгертнера в Москву. И поскольку он к березниковскому провалу отношения не имеет, установив это в суде, с чистой совестью выпустить его на волю.