Глава Федрезерва Бен Бернанке пояснил принятое решение: центробанк не видит в США достаточного сокращения безработицы и стабильного роста экономики. Федрезерв снизил свой прогноз роста ВВП в 2013 году с 2,3% до 2%. При этом Бернанке предупредил вашингтонских законодателей, что политические игры с госбюджетом могут иметь самые мрачные последствия не только для финансовых рынков, но и для реальной экономики. 30 сентября заканчивается очередной финансовый год, и фанатичные враги Обамы – «финансовые ястребы» из правоконсервативного крыла Республиканской партии – готовятся «закрыть правительство», если Обама не капитулирует. Они говорят, что не поднимут т.н. «долговой потолок» (лимит заимствования кредитов), если Обама и его союзники-демократы не положат на плаху социальные программы, включая Закон о доступном здравоохранении (с 1 января вводятся в действие его главные положения). Конгрессменов-консерваторов не смущает, что «долговой потолок» надо поднимать не в угоду Обаме, а для того, чтобы элементарно заплатить по счетам, утвержденным ранее ими самими.
Федрезерв не стал, вопреки прогнозам, сокращать ежемесячный «вброс денег» в экономику с целью ее «подогрева», который осуществляется на этапе QE-3 в объеме $85 млрд. в месяц. (QE-3 – это третий раунд т.н. «количественного смягчения», предусматривающего скупку государством своих собственных облигаций, а также ипотечных долговых обязательств).
Помимо QE, Федрезерв использует для стимулирования экономики максимально низкие учетные ставки (это называют «политикой дешевых денег»), призванные сделать более доступными кредиты для бизнеса, – ведь процентные ставки на любые займы являются производными от главной учетной ставки ЦБ. Федрезерв успокоил финансовые рынки: «политика дешевых денег» будет продолжаться, как минимум, до тех пор, пока безработица не упадет до 6,5% (сегодня она составляет 7,3%) при сохранении низкой инфляции в коридоре от 2% до 2,5%. По прогнозам аналитиков, это едва ли произойдет раньше, чем к середине 2015 года.
Но с QE Федрезерв хочет покончить значительно раньше – уже к середине 2014-го. Эксперты думали, что первый шаг будет сделан уже сейчас, – они ждали объявления о снижении темпов QE-3 с $85 млрд. до $75 млрд. в месяц. Но Федрезерв поступил вопреки рыночным ожиданиям, которые, по словам Бернанке, «не должны определять политику» центробанка.
Для России и других развивающихся экономик продолжение стимуляционных программ в США – хорошая новость. И не только потому, что экономики этих стран в очень большой степени зависят от экономической ситуации в мире – а она, в свою очередь, зависит от состояния крупнейшей экономики, американской. Дело еще в том, что, как отмечает финансовый репортер CNN Анналин Куртц, «развивающимся экономикам типа Индии, Бразилии, Индонезии и стран Восточной Европы принес большие выгоды крупномасштабный приток кредитов, индексированных в долларах США. В Китае, Корее и на Тайване выросли цены на недвижимость. В Китае, Мексике и России выросли курсы акций. В Бразилии, Китае, Корее и Турции более доступным для потребителей стал кредит».
Профессионалы финансовой сферы радуются новостям из-за океана. Но для всех остальных большой радости в том, что экономика США по-прежнему нуждается в стимулировании, нет. Ну, а в России, конечно, хотелось бы услышать радостные новости о своей, российской экономике.
Нью-Йорк