Центробанк сделал кредиты дешевле

Понизив процентные ставки

Банк России принял ожидаемое решение оставить без изменения базовую ставку (недельного аукционного РЕПО — 5,5% годовых) и ставку рефинансирования (8,25% годовых). Одновременно регулятор решил снизить процентную ставку по кредитам «овернайт» и по кредитам, обеспеченным нерыночными активами или поручительствами, на срок 1 день до 6,5% годовых. В целом произошло определенное снижение ставок для реального и потребительского секторов, а это первый шаг к смягчению кредитно-денежной политики, что требуют от ЦБ предприятия и население. Впрочем, не все аналитики финансового рынка с этим согласны.

Понизив процентные ставки

Данные решения Центробанка правильные, но на данный момент не самые принципиальные. Сохранение ставки рефинансирования я считаю верным шагом, потому что всеми правдами и неправдами советуют, уговаривают — да что только не делают, ради того чтобы ЦБ понизил ее.

Это не есть правильно по одной простой причине: у нас, в общем, не от этой ставки зависит то, по каким кредитам предприятия берут необходимые средства. Здесь важна ставка, которая как раз и находится на уровне 5,5% по семидневным кредитам. Она сохраняется, и это важно. Поэтому те решения, которые были приняты сегодня, не являются принципиальными изменениями, и я считаю эту политику обоснованной и верной.

Существует некое заблуждение, которое Центробанк, к счастью, не разделяет, что от его ставок сейчас зависит то, что происходит в экономике. Проблема высокой ставки коммерческого кредита не является критичной для бизнеса. В гораздо большей степени его волнуют другие проблемы: высокая налоговая нагрузка, неопределенность экономической ситуации, недостаточность внутреннего спроса, но точно уж не ставки, по которым они берут деньги. Тем более не ставки Банка России.

Поэтому хуже от того, что базовые параметры остались без изменений, никому не станет. Здесь необходимо понимать, что снижение рефинансирования — это не первоочередная задача. Очень здорово, что в этом направлении ЦБ проявляет такую сдержанность.

Не могу сказать, что сегодняшние коррективы сильно отразятся на стоимости заимствований. Изменения не столь масштабные, да и не по всем ставкам. Но нужно понимать, что там, где вы понижаете процентные ставки, — деньги удешевляются. А это уже дает плюсы для реального и потребительского сектора.

В принципе нынешнюю политику Центробанка я поддерживаю. Думаю, что в дальнейшем (хотя слишком многое зависит от уровня инфляции и сейчас она сохраняется на относительно высоком уровне) им придется все-таки понизить ставку рефинансирования, потому что давление на них будет оказываться достаточно высокое.

Оно есть и сейчас. Ситуация по его устранению, мягко говоря, не улучшается. Неважно обстоят дела и c инвестициями. Опять же кто-то объясняет их отсутствие высокими ставками Банка России. Я вполне допускаю, что в конце концов ставку могут снизить и это станет своеобразным шагом отчаяния. Но сильного понижения не произойдет точно. Максимальный шаг, который могут допустить, — 0,25%, то есть ниже 8% ставка рефинансирования не опустится.

Я думаю, что прессование Центробанка будет исходить от Минэкономразвития. Даже несмотря на то что Алексей Улюкаев, который в свое время перешел туда из ЦБ, когда-то проводил в нем сдержанную политику. Но сейчас кресло сменилось, и, по всей видимости, изменится и позиция. Поэтому МЭР в первую очередь будет давить на Банк России. Не останется в стороне и Госдума, если брать не только исполнительную власть. Там тоже популярно мнение о том, что ставку рефинансирования пора бы снизить.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру