Когда я узнал о последнем антиалкогольном «креативе» депутата Госдумы Олега Михеева, то вначале просто скривился. Очень уж похоже на какой-то «дешевый» политический самопиар.
Объясню почему. Для чего придуман новый барьер перед пьющими? Для того, чтобы ограничить еще сильнее потребление алкоголя. Особенно молодежью.
Конечно, у молодых карт явно меньше, чем у работающих взрослых. Но это не надолго. Чтобы депутаты знали, сообщаю, что согласно Гражданскому кодексу завести банковскую карту (правда, как правило, только дебетовую) разрешено с 14 лет, с момента получения общегражданского паспорта. Алкоголь и табак по закону можно покупать с 18 лет – с момента достижения совершеннолетия. Так паспорт и спросите. Зачем вам еще и карточка?
К тому же насыщенность банковскими карточками в России растет в геометрической прогрессии. По оценке главы Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, по всей России «пластик» есть у примерно 60% населения, в Москве – практически у каждого». А ежегодно, по данным одной из европейских фирм, снабжающей российские банки соответствующими чипами, последних закупается до 120 млн штук. То есть, каждый год клиенты отечественных банков приобретают именно 120 млн банковских карточек. А население России сейчас составляет 142 млн. человек. Так что комментарии излишни.
Иными словами, тут никакого барьера и нет. Так, одни благие намерения, которыми выложена дорога, всем известно, куда. К тому же вызывающие очередные сомнения в интеллектуальном уровне депутатского корпуса.
Но, с другой стороны, не все так просто. Хотел этого Олег Михеев или нет, но это предложение объективно играет на руку ритейлу. В гипермаркетах, даже на перифирии, повсеместно есть терминалы для приема карт, а в большинстве небольших магазинов, имеющих лицензию на продажу алкоголя – нет. А значит, последним придется закрываться, а покупатели алкоголя полностью передислоцируются во всякие там маркеты. Кстати, предлагаю поправку в законопроект – не принимать наличность также в барах, ресторанах и кафе.
Что же касается лично меня, то я давно приобретаю горячительные напитки только в проверенных сетях и, как правило, по карточкам. Так что лично мне – все равно.
Но за народ обидно. По оценке Дмитрия Доброва, председателя правления Союза производителей алкогольной продукции, сейчас уже 40-50% крепких напитков производится нелегально (а значит, и с нарушениями технологий). Тогда как в конце прошлого года – не более 25%. Сказалось резкое повышение акцизов и соответственно розничной цены («минималка» – 170 рублей за поллитра). А, если будет принят закон Михеева, то рост нелегальной продукции только продолжится. А в целом, по мнению Доброва, это «ограничение ни к чему не приведет».
Вернее, потребление не снизится, а вот отравлений некачественным подпольным алкоголем, я уверен, возрастет в разы.
Мнение москвичей: запрет на продажу алкоголя за наличные подорвет обороноспособность России