Реформировать действующую систему госзакупок и госконтрактов еще в ноябре 2010 году поручил Дмитрий Медведев, будучи президентом РФ. В послании Федеральному собранию он заявил, что только по самым скромным оценкам, нецелевые расходы в этой сфере, включая воровство и откаты, составляет не менее 1 трлн руб. в год. А это около 15% от ежегодного объема госзакупок. По экспертным оценкам, откат составляет 20-50% от стоимости закупки. Купив право на сотрудничество с государством, можно завышать цену, как душе будет угодно.
В сфере госзакупок доходит до анекдотичных примеров - ёршики для унитазов по 12 тыс. руб. за штуку (мэрия Санкт-Петербурга), комплекты мебели за 4,4 млн (МВД) и ремонт туалета за 1,6 млн (мэрия Красноярска). Но это все мелочи — основное воровство происходит на крупных контрактах и закупках. Их и проанализировала Счетная палата.
Денег в этой сфере крутится все больше, фиксируют контролеры. Стоимость отдельных контрактов достигла рекордных значений, превысив 44 млрд рублей.
- Более 70% контрактов (в количественном и стоимостном выражениях) заключается с единственным поставщиком, - пришли к выводу в ведомстве. - Установлены многочисленные нарушения заказчиками норм Бюджетного и Гражданского кодексов РФ. Собранные факты свидетельствуют о наличии в сегменте особо крупных закупок повышенных рисков для бюджета РФ.
Не удивительно, что питерский стадион обходится в разы дороже аналогичных европейских (в том числе и украинских) спортивных арен. - в 14,5 млрд. А километр дороги в одном месте стоит миллион долларов, а в другом — двадцать.
Контракты на дороги — главный простор для «творчества». Как отмечает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, объемы воровства в сфере дорожного хозяйства в среднем на 10% превышают показатели других отраслей: «Если в среднем в России разворовывается 30-40% бюджетных средств, то в дорожном строительстве этот показатель порядка 50%. Там получается двойное воровство: сначала при распиле бюджетных средств, а потом уже на самом этапе строительства».