Министерство энергетики (Минэнерго) 5 августа официально рекомендовало нефтяным компаниям «отказаться от экспорта нефтепродуктов из России, пока на внутреннем рынке сохраняется сложная ситуация с ростом цен на бензин». Таков итог заседания оперативного штаба при министерстве.
Участники мероприятия отмечают, что одна из причин роста цен на бензин - сокращение поставок бензина из Белоруссии. И отмечают, что без возобновления поставок на прежнем уровне возможен рост цен на бензин на внутреннем рынке в III квартале.
Меж тем, цены уже растут. По данным Росстата, потребительские цены на автомобильный бензин с 22 по 29 июля выросли на 0,5%, дизтопливо подорожало на 0,3%. Темп роста цен увеличился по сравнению с предыдущей неделей, когда был зафиксирован прирост стоимости автобензина на 0,2%. При этом автомобильное топливо дорожает третью неделю подряд. Напомним, что до июля потребительские цены на топливо не менялись 10 недель подряд.
Рост цен идет на фоне роста производства. По данным ЦДУ ТЭК, объем выпуска автомобильного бензина в РФ в январе-июле вырос на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил 22,296 млн. тонн. Выпуск дизельного топлива увеличился на 3,2% - до 41,447 млн. тонн. Производство топочного мазута возросло на 2,1% - до 44,053 млн. тонн, авиакеросина - на 0,4%, до 5,892 млн. тонн.
К сожалению, рекомендация Минэнерго может оказаться проигнорированной. Причем сократить дефицит и остановить рост оптовых и розничных цен не поможет даже то, что объем поставок сырья на переработку возрос в январе-июле на 2,9% и составил 157,808 млн. тонн. Ведь основной причиной роста стало не сокращение поставок, а повышение российских акцизов на топливо. С 1 июля на топливо Евро-4 и Евро-5 они выросли на 400 и 607 руб. за тонну соответственно. Это мгновенно вызвало скачок оптовых цен на 5-7%, а с середины июля пошли вверх и розничные цены на заправках.
Повышение акцизов совпало с ростом мировых цен на нефть. Чем не преминула воспользоваться Белоруссия. Таможенный союз и дружба с Россией — это прекрасно. Но продавать подорожавшее топливо на экспорт за доллары — еще лучше. Вероятно, нас ждет очень «горячая» осень на заправках.