На обсуждении в Общественной палате 24 июля проект «Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)» подвергся довольно серьезной критике. И это притом, что все выступавшие в один голос отмечали, что проделана большая аналитическая работа, и документ написан, что называется, по делу.
Однако в проекте концепции полностью отсутствует финансово-экономическое обоснование. Лишь в кулуарах удалось буквально выпытать у разработчиков предварительную оценку стоимости его реализации: 15 млрд. руб. из госбюджета.
За эти деньги предлагается решить несколько проблем. Вступивший в силу с 1 июля закон об обязательном размещении информации о деятельности ФОИВ в Интернете не определил четких стандартов и структуры ее размещения. Какова должна быть карта сайта, например, отраслевого министерства? Закон молчит, а участники дискуссии в общественной палате припечатали: «Кто в лес—кто по дрова».
Новая концепция должна установить единый стандарт раскрытия информации и ликвидировать маленькие чиновничьи хитрости.
Кроме того, есть большие сомнения в достоверности размещенного на сайтах. Участники дискуссии приводили пример: Министерство обороны (МО). Оказывается, самый грозный российский ФОИВ 8 лет был одним из лидеров открытости. Военные—люди дисциплинированные; сайт МО всегда отличался четкостью. Что нисколько не помешало скандальному делу «Оборонсервиса».
Потому что за достоверностью размещаемой информации никто не следит. Ее физически очень много: надо сопоставлять одно с другим, анализировать, ловить за руку. Должны быть люди, которые делают это не на энтузиазме, не по заказу, а за зарплату. Создание системы постоянного мониторинга информации на сайтах ФОИВ—одна из задач концепции.
Общественная палата в целом одобрила проект, но призвала разработчиков учесть все критические замечания. К обсуждению вернуться через месяц. Время поджимает: есть мнение, что до конца года концепция должна превратиться в законопроект.