Причиной создания мегарегулятора власти называют низкую эффективность работы наших финансовых рынков. То есть, ФСФР не справляется со своими обязанностями. Поэтому ведомство решили присоединить к «Банку всех банков», создавая в нём отдельный комитет — по финансовому надзору. Весь штат сотрудников ФСФР автоматически переходит на работу в ЦБ, увольнять никого не будут. Возглавить комитет может нынешний глава ФСФР Дмитрий Панкин. Впрочем, конкретно его в новой должности должна утвердить председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.
ЦБ теперь будет следить за пенсионными накоплениями, обязательными видами страхования, деятельностью акционерных обществ и биржей. Эльвира Набуллина даже заявляла в Думе, когда депутаты утверждали её в должности главы ЦБ, что мегарегулятор поможет остановить отток капитала из России, который в этом году, по прогнозам Минэкономразвития, составит $50 млрд. Министр финансов Антон Силуанов, в свою очередь, указывал, что с помощью мегарегулятора новую волну кризиса удастся пережить с наименьшими потерями.
С тем, что ЦБ будет регулировать финансовые рынки эффективно соглашается и экспертное сообщество. «Центральный Банк, с точки зрения регулирования, более продвинутая организация, у которой есть большое количество ресурсов, которых нет ни у кого. И, возможно, тут заложена идея о переносе опыта регулирования ЦБ на другие отрасли банковского сектора», - заявил «МК» глава Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков.
Впрочем, эксперт добавил, что объединение Банка России с ФСФР происходит ещё и для того, чтобы повысить зарплату сотрудникам ФСФР. Ведь средняя зарплата по ЦБ 90 тысяч рублей. В ФСФР же — 56 тысяч рублей. И то, после существенной индексации чиновничьего жалованья в этом году.
Впрочем, с одной стороны, создание своего рода второго правительства, не зависящего от политических дрязг, действительно может быть на руку финансовому сектору. Однако до 2015 года предполагается переходный период, следовательно, никаких серьезных изменений до конца 2015-ого года не ожидается. В это время наши финансовые рынки некому, по-существу, будет стимулировать. А ведь власти неоднократно заявляли о том, что нам необходимо ускорение экономического роста.