Правительство пытается ограничить безудержный рост вознаграждений разного рода государственных топ-менеджеров. Вначале не повезло руководителям госкорпораций и госкомпаний. Им сократят выходные пособия (так называемые золотые парашюты) — по последнему предложению Минтруда — от трех до шести месячных окладов. Сейчас же государево око заметило, что слишком большие премии получают и руководители федеральных бюджетных и казенных учреждений. И это делается за счет рядовых сотрудников.
Минтруда разработало проект правительственного постановления, согласно которому администрация госучреждений не сможет выписывать себе вознаграждения, превышающие 40% от фонда оплаты труда. Кроме того, контракты с руководителями будут типовыми, а премии установит только вышестоящее начальство. Звучит обнадеживающе. Но я не считаю, что инициатива Минтруда является эффективной, потому как существует масса способов данные ограничения обойти.
Возьмем, к примеру, вуз. Он, естественно, относится к Министерству образования, но никто не мешает его ректору либо проректору участвовать в выполнении каких-то научных исследований. На самом деле если это так, то получается следующее: допустим, вы выполняете некий научный консалтинговый проект. Должна ли оплачиваться ваша работа? Конечно, должна.
На мой взгляд, инициатива Минтруда объективную ситуацию не учитывает. Потому что есть масса лазеек для того, чтобы обойти подобного рода новеллы. Мне кажется, что в последнее время Минтруда пытается регламентировать то, что ему неподвластно.
А поступает ведомство таким образом, потому что есть своего рода вертикаль жесткой регламентации от сих до сих. Это попытка как бы завинтить те гайки, которые пока еще в общем-то откручиваются, с резьбы они уже не сорвутся, конечно, но риск определенный есть.
Мне кажется, что это своеобразная попытка после жесткой критики, которая прозвучала в свое время из уст президента в адрес Максима Топилина, показать свою значимость.
Обойти данные ограничения можно, сделать это не трудно. В любом учреждении есть доверенные лица. В конце концов хоть обналичка сейчас происходит не так, как в девяностых или начале нулевых, тем не менее есть подобного рода каналы и перекрыть их невозможно. Другое дело: мне помнится, была какая-то идиотическая идея прекратить наличный оборот денег и всю зарплату переводить на карточки, но и это преодолимо, потому что карточки заводятся на тех же самых доверенных лиц и так далее.
Я не возьму на себя смелость заявить, что так не должно быть. Но кто определяет критерии? Кто определяет разрывы, реальную нагрузку и затраты рабочего времени?
На мой взгляд, это абсолютно бесперспективная идея — и заниматься этим просто-напросто не следует.
Что касается ограничения компенсаций топ-менеджерам — то это другой вопрос. Если иметь в виду госкомпании, то здесь действительно нужна жесткая система.
Прежде всего должны быть дифференцированные рекомендации. Где-то у Минтруда они сработают, а где-то (в большинстве своем) они абсолютно бесполезны. За примером далеко ходить не надо, возьмем тот же вуз. Что, если его ректор действительно участвует в каких-то проектах, он будет делать это в рамках своей зарплаты? Нет. У него обязательно появится содержательный финансовый интерес в виде вознаграждения. И скажите мне, каким образом это вписывается в новую систему Минтруда? Создают какую-то виртуальную реальность, которая к жизни не имеет ни малейшего отношения. Ведомство Топилина мне вообще напоминает главного санитарного врача РФ. К сожалению.
Оправдать их можно только тем, что они откликаются на призывы президента, точнее, на критику с его стороны. Вот и придумывают непонятно что.
Стремление упростить ситуацию — это свойство наших нынешних российских чиновников. На самом деле жизнь весьма разнообразна — к слову, точно так же, как и структуры, на которые они пытаются влиять.
Сергей СМИРНОВ, директор Института социальной политики НИУ ВШЭ