Акции на инновации

Столичные компании стали серьезнее искать инвесторов на бирже

Для запуска стартапа зачастую хватает личных сбережений и помощи друзей. Однако для роста и развития компаниям приходится искать новые источники финансирования. На Западе одним из основных инструментов является привлечение средств на фондовом рынке. На Московской бирже сектор «Рынок инноваций и инвестиций» работает около четырех лет: за это время на рынок вышло 40 эмитентов, включая венчурные фонды, суммарная капитализация сектора превысила 43 млрд рублей, а объем торгов — свыше 17 млрд рублей в год.

Столичные компании стали серьезнее искать инвесторов на бирже

тестовый баннер под заглавное изображение

Как отмечает исполнительный директор по рынку инноваций и инвестиций Московской биржи Геннадий Марголит, сейчас на рынок стали выходить более подготовленные компании: растет уровень корпоративного управления, большая часть готовит отчетность по МСФО (международным стандартам финансовой отчетности). Больше всего компаний из сектора IT и Интернета, за ними следуют компании, занимающиеся фармацевтикой и биотехнологиями, энергоэффективностью. Капитализация компаний от 100 до 5000 млн рублей. 

Основные покупатели акций малых инновационных компаний на МБ — частные инвесторы, их доля в объеме торгов сектора превышает 50%. Помимо этого в размещениях участвуют российские институциональные инвесторы: управляющие компании, банки, фонды.

— Мы создали устройство «Универсальный Плазмотрон», открывающее широкие возможности для обработки металлов (плазменной пайки, поверхностного упрочнения, напыления, резки и др.). В частности, на базе «Плазмотрона» был разработан сварочный аппарат нового поколения для работы с алюминиевыми сплавами, — рассказывает член совета директоров компании-эмитента «Плазмек» Владислав Щицын. — Плазменные технологии позволяют, например, при сварке алюминия повышать качество швов до качества основного металла. Технологии востребованы при ремонте и изготовлении оборудования для ЖКХ, в судостроении, при создании оборудования для нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий, ремонте алюминиевых бензовозов, цементовозов, в химической, атомной промышленности и т.д. Когда мы задумались о выходе на серийное производство, оказалось, что кредит недоступен (ставки слишком высокие, начинать погашение надо со следующего месяца, а выручка планировалась только через год). Для привлечения венчурных инвесторов надо было проводить spin-off, т.е. выводить профильные активы в отдельное производство с патентами, и все могло слишком затянуться. При этом на бирже мы увидели пул инвесторов, готовых вложить в компанию несколько миллионов долларов, если пройдем процедуру листинга… Оглядываясь назад, могу сказать, что мы вышли в неудачное время: падали акции «Газпрома», «Сбербанка». В первые дни нас стали активно покупать, но все-таки привлечь необходимых инвесторов не удалось. Тем не менее мы получили признаваемую котировку, и сейчас нам гораздо проще вести переговоры, на нас смотрят как на более серьезную организацию. Есть партнеры в Западной Германии, в ближнем зарубежье, ведутся переговоры и с инвесторами из Нью-Йорка.

Вместе с тем часть отечественных предпринимателей сохраняет недоверие к биржевому инструменту, опасаясь, что акционирование приведет к утрате коммерческой тайны и недружественному поглощению. «Если бизнес плохой — придут коллекторы, отберут все. Если хороший — придут покупатели, заставят продать свой бизнес им», — резюмируют они.

— На самом деле публичный рынок затрудняет процессы недружественных поглощений, так как в таком случае есть объективная цена и есть большое количество миноритарных инвесторов, что не позволяет выкупить акции по заниженной цене, — поясняет Геннадий Марголит. — Что касается конкурентов, то зачастую публичный статус приводит к рывку в основном бизнесе, за счет публичности о компании узнают не только конкуренты, но и потенциальные потребители продукции компании, партнеры, в том числе западные. Допустим, Центр инновационного развития, с которым мы активно сотрудничаем, предоставляет нашим эмитентам медийные возможности — заявить о себе в СМИ, в том числе на федеральных телеканалах.

При этом выбор в пользу венчурного инвестирования, кредитования или биржи зависит от стадии инвестирования высокотехнологичной компании.

— На ранних стадиях лучше использовать венчурное финансирование, на более поздних IPO, — объясняют эксперты. — Кредитное финансирование зачастую для небольших компаний дорого или совсем недоступно — нет залога, что часто требуют банки.

СПРАВКА "МК"

Пошагово процедуру вывода ценных бумаг можно описать так: эмитент выбирает листингового агента — аккредитованного при бирже консультанта; агент помогает подготовить комплект эмиссионных документов и регистрирует в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР); далее совместно с листинговым агентом готовится инвестиционный меморандум и документы для биржи. Наконец, проводится роуд-шоу (встречи с инвесторами и презентации) и непосредственно само размещение акций — с использованием биржевого механизма сбора заявок.

Для поддержки малых инновационных компаний Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы совместно с МБ реализуют программу компенсации расходов по выходу на биржу (компенсация 50% расходов, но не более 5 млн рублей). На сайте МБ доступно подробное Пособие для эмитентов РИИ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру