Новые СЛАВяне

Генеральный директор ОАО «Технопарк Слава» Виктор Шкредов: «130 миллионов рублей в год — неплохая выручка для возрожденной промзоны»

Примерно 17% площади столицы (без учета Новой Москвы) приходится на так называемые производственные территории, причем более половины из них сегодня напоминают декорации к «Сталкеру». Красочная реорганизация промзон под жилые кварталы, деловые центры, общественные пространства идет по всему миру от Китая до Бразилии. Можно ли назвать такими же успешными попытки модернизации старых производств и замены их новыми высокотехнологичными компаниями? «МК» встретился с генеральным директором ОАО «Технопарк Слава» Виктором ШКРЕДОВЫМ.

Генеральный директор ОАО «Технопарк Слава» Виктор Шкредов: «130 миллионов рублей в год — неплохая выручка для возрожденной промзоны»

— Виктор Иванович, в Москве еще остались люди, которые с ностальгией вспоминают знаменитый Второй часовой завод, чей филиал находился как раз здесь, в Научном проезде. На чем сегодня специализируется технопарк?

— Во всяком случае, мы делаем все, чтобы инновационные компании, разместившиеся в технопарке, могли работать без сбоев, как часы. Сегодня у нас более шестидесяти предприятий по самым перспективным направлениям: от биомедицинских технологий, энергетики (то, что связано с энергосбережением и безопасностью) — до робототехники, наноматериалов и информационных технологий (высокоскоростная связь, хранение и обработка больших объемов данных).

Есть компании, ориентирующиеся на тяжелую промышленность, программное управление, станкостроение. Есть разработчики навигационных систем для авиации и наземного транспорта, которые без помех определяют координаты машин в туннелях или районах с плотной застройкой. Есть производители современных шовных материалов для хирургических операций. Одна фирма создает уникальные ортопедические аппараты на руки, ноги, головодержатели, корсеты для взрослых и детей со сложными поражениями опорно-двигательной системы — ученые совершенствуют модели и используют новые материалы, например из аэрокосмической отрасли. Эти технологии даже отметили золотой медалью на Всемирном салоне инноваций, изобретений и ноу-хау в Брюсселе.

Многие из компаний побеждали на престижных международных и национальных конкурсах инноваций и изобретательства, представляли Россию на промышленной ярмарке в Ганновере.

— Если перед фирмой стоит выбор: арендовать отдельное помещение у города, в коммерческом секторе или заселиться в технопарк — в чем преимущества вашей стороны?

— Технопарк — это не просто площади под аренду, это насыщенная инфраструктура для инновационной деятельности: то есть под рукой у компании оказывается все необходимое, чтобы заниматься исследованиями, разработками, опытным производством, выводить продукцию на рынок. Мы налаживаем связи с университетами, инвесторами…

Допустим, сейчас все говорят про нанотехнологии, создание материалов с уникальными свойствами (когда меняются магнитные, тепло- и электропроводные характеристики вещества и т.д.). Их можно применять и в ракетостроении, и в генной инженерии, и в быту. Но для того чтобы провести необходимые исследования и сконструировать новый материал, необходимо оборудование, на которое у небольшой фирмы элементарно не хватит бюджета.

На этот случай в технопарке есть Центр коллективного пользования по нанотехнологиям и наноматериалам с лабораториями, оборудованными различными микроскопами (атомно-силовой, сканирующий туннельный), анализатором размеров частиц, камерой солевого тумана (для ускоренных испытаний на коррозионную стойкость) и многим другим. Центр внесен в федеральный каталог подобных организаций и пользуется большим спросом, в том числе у студентов и аспирантов столичных техвузов. В 2013 году планируется открытие центра проектирования и прототипирования, где изобретатель сможет изготовить единичный пробный экземпляр своего «ноу-хау».

Конечно, разработка — это не только воплощение интересной технической идеи, это еще и товар: проект надо коммерциализировать, уметь представить его потенциальным инвесторам и потребителям. Поэтому в дополнение к производственным помещениям при технопарке создан собственный деловой центр с конгресс-залом, аудиториями и выставочной зоной. Еще один большой плюс размещения в технопарке — налоговые льготы, предусмотренные правительством Москвы для компаний-резидентов.

— Что собой представляет процедура «заселения» в технопарк?

— Схема довольно простая. Сначала вы заходите на сайт ОАО «Технопарк Слава»

www.technopark-slava.ru, где в разделе «Стать резидентом» заполняете анкету о деятельности компании и технических условиях помещения, которое необходимо для вашей работы. (Известно, что для микроэлектроники или биотехнологий требования бывают жесткие, исследования надо проводить в так называемых «чистых» комнатах.)

Если потребности заказчика и возможности технологического парка совпадают, проводится рабочая встреча, где мы обсуждаем перспективы размещения инновационного предприятия. В среднем на ответ по заявке уходит не более одной недели.

Что касается получения статуса резидента ОАО «Технопарк Слава» (в соответствии с постановлением правительства Москвы №492-ПП от 18.09.2012), то уже после подписания договора аренды фирма должна предоставить пакет документов, включая бизнес-план с долгосрочным прогнозом развития, на рассмотрение специальной межведомственной комиссии.

— ОАО «Технопарк Слава» было создано в 2008 году по инициативе городских властей и сегодня называется «современным, динамично развивающимся технопарком Москвы». Насколько организация рентабельна?

— Уставный капитал открытого акционерного общества составляет 277 млн 400 тысяч рублей, он полностью сформирован и оплачен.

Мы являемся нефинансовым институтом развития. При этом со всеми задачами, поставленными перед нами как перед объектом инновационной инфраструктуры столицы, справляемся. В прошлом году мы смогли, не привлекая бюджетных и кредитных средств, полностью закрыть все ключевые позиции по бизнес-плану. Выручка составила 133,5 млн рублей, а чистая прибыль общества — 34,5 млн рублей. Рентабельность продаж по 2012 году — 38,4%; рентабельность активов — 10,2%.

Конечно, у нас есть планы по дальнейшему росту, мы активно сотрудничаем с российскими коллегами, изучаем зарубежный опыт. Так, некоторые западные технопарки практикуют вложение собственных финансовых средств в перспективные проекты резидентов: с одной стороны, это является значительной помощью в развитии инновационной деятельности, а с другой — источником дополнительного дохода для технопарка.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру