В одном из самых привлекательных мест северо-запада Москвы, по адресу: улица Щукинская, владение 8, возводится прекрасный жилой комплекс. «Жилой дом бизнес-класса с огороженной охраняемой территорией. Состоит из двух 16-этажных корпусов, объединенных по первому этажу единым вестибюлем и двухуровневой подземной автостоянкой. Каждый жилой блок имеет 14 типовых этажей с одинаковым набором квартир. В каждой квартире есть остекленная лоджия и открытый балкон, на который возможно установить наружный блок кондиционеров. На 16-м этаже находятся квартиры увеличенной площади и улучшенной планировки», — так описывают его риелторы. Сдача дома ожидается в конце 2014 года, но уже сейчас можно купить в нем квартиру – от 1-комнатной до 4-комнатной. Пока недорого – от 229 тысяч рублей за квадратный метр.
Однако мы приехали посмотреть на этот дом с чисто академическим интересом. Академическим в буквальном смысле: дом этот строится на земле, которая передана Российской академии наук в аренду. Но щедрость государства была оправдана: этот участок земли, как свидетельствует ответ первого зам. префекта СЗАО Козлова П.Л. на запрос депутата Мосгордумы Скобинова В.П., передан РАН вовсе не для строительства жилья, а для использования ее во имя торжества науки Государственным научным центром (ГНЦ) РФ – Институтом медико-биологических проблем РАН.
А почему же на нем строит вполне коммерческий дом какая-то частная компания?
Объяснение этому феномену дал сам заместитель президента — управляющий делами РАН академик Константин Солнцев. Объяснение, нужно сказать, нетривиальное. ГНЦ переуступил право на аренду участка ООО «Кронтэкс», пишет академик, в рамках инвестконтракта. «Кронтэкс» должен построить жилой дом, а средства от продажи квартир в нем пустить на строительство лабораторно-стендового корпуса на территории самого института по адресу: Хорошевское шоссе, вл. 76а.
Без этого корпуса никак не обойтись. Судите сами. «В рамках Федеральной космической программы России на 2006—2015 годы, для отработки и испытаний блоков перспективных межпланетных комплексов (Луна, Марс), в части создания новых средств и методов медико-биологического обеспечения жизнедеятельности и радиационной безопасности длительных межпланетных полетов в Институте ведутся исследования и эксперименты по моделированию условий пилотируемой экспедиции на Марс, а в проектируемом по Инвестиционному контракту № 4-2005 от 12.05.05 г. лабораторно-стендовом корпусе планируется создание комплексной стендовой лаборатории (КСЛ) для проведения наземного моделирования и специальных исследований в области создания искусственной силы тяжести с помощью центрифуги короткого радиуса (ЦФР) и применение полученных методик на межпланетных космических кораблях», — пишет академик (пунктуация автора сохранена). В переводе на русский: чтобы найти деньги на подготовку к межзвездным перелетам, нужно поделиться «академическими» угодьями с жаждущими купить престижное жилье в Москве.
Мы не ученые, и нам трудно понять, зачем к имеющейся в Звездном городке центрифуге нужна еще одна в Москве? Тем более что, судя по нашему посещению комплекса на Хорошевском шоссе, никакого нового строительства там не наблюдается. Может, спрятано хорошо, а может, пока не продадутся квартиры в строящемся доме на Щукинской улице, космическим кораблям не бороздить просторы Вселенной? Страшно подумать, от каких мелочей зависит развитие цивилизации.
А теперь серьезно.
Прежде всего, стоит уточнить: РАН не является собственником земли – земля федеральная, а РАН лишь арендует землю сроком на 49 лет. То же касается и иного имущества РАН. «У РАН нет собственности. Эта собственность РФ. Академии дано право оперативного управления этой собственностью», — поясняет член-корреспондент РАН Леонид Вайсберг. Тем не менее, похоже, это не мешает некоторым должностным лицам из РАН путать, так сказать, личную шерсть с государственной.
За примерами далеко ходить не надо. Контракт на строительство дома, как мы помним, заключен был с ООО «Кронтэкс». Однако на информационном щите, извещающем о строительстве, названы и иные компании: технический заказчик строительства – ООО «Реалформ», а генеральный подрядчик – ООО «Строй-М». Однако если заглянуть в выписки из реестра юридических лиц, то обнаружится, что директором ООО «Реалформ» является Руслан Борисович Ростовцев, к которому стоит присмотреться. Еще недавно он являлся сотрудником РАН, возглавляя и ФГУП «Академкапстрой», входивший в систему РАН. Эта уважаемая и серьезная компания в настоящий момент обанкрочена (вопрос «почему»? все еще остается открытым). Так что же получается, талантливый руководитель Ростовцев совмещал службу в РАН с работой в коммерческой компании-конкуренте, которая процветает до сих пор? Кстати, сейчас «Кронтэксом» владеет другой Ростовцев — Борис Андреевич, совладелец — неизвестный офшор.
На этом любопытные совпадения не заканчиваются. Так, проект застройки согласован Городской комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при правительстве Москвы 28.09.2010 г.
На том же информационном щите сообщается, что застройщик собирается сделать для благоустройства территории. Предусматривается пересадка 3 деревьев, сохранение 13 деревьев и одного кустарника, вырубка 28 деревьев и 36 кустарников, посадка 25 деревьев и аж 254 кустарников. Но жители соседних домов констатируют, что на деле пока вырубили реликтовые сосны, помнящие еще царя-батюшку. А когда местные жители пытались протестовать, им незатейливо пообещали «руки поотпиливать». Видимо, чтобы не мешали готовить полет на Луну или на Марс.
Правда, жители не вняли и создали целое сетевое сообщество. А еще они регулярно вызывают полицию и пишут жалобы. Но что жалобы, складывается впечатление, что такие жалобы раздаются всякий раз, когда РАН вдруг загорается идеей улучшить материальное положение науки, застроив немного столичной земли. В основном, на престижных юго-западном, западном и северо-западном направлениях. Земли много: как подсчитала вице-премьер Ольга Голодец, на сегодняшний день РАН передано государством 260 тысяч гектаров земли — по 2 га на каждого академика.
Если тенденция будет продолжена, верю: и на Марсе будут яблони цвести, и в лунных кратерах, ведь, судя по всему, некоторые академики — такие затейники.