Перевода Алексея Улюкаева из ЦБ в Минэкономразвития ждали давно. Он успешно сработался еще со времен службы в Минфине с экс-главой Банка России Сергеем Игнатьевым. С 2000 по 2004 годы Улюкаев и Игнатьев оба являлись первыми замами Алексея Кудрина. Затем в 2004-ом ушли в ЦБ. В свою очередь, их обоих можно считать особами, приближенными к экс-министру финансов, который, по неофициальной информации, и ллобировал их назначение на Неглинку. Не случайно именно Кудрин одним из первых прокомментировал последнее назначение Улюкаева.
"Я очень высоко оцениваю Улюкаева. Он, по сути, соответствует международному уровню чиновника и специалиста в сфере экономики и финансов. Это наиболее подготовленный человек из нашего экономического истеблишмента", – заявил РИА Новости бывший начальник Улюкаева и Игнатьева.
По словам Кудрина, с приходом нового министра работа Минэкономразвития "станет более рациональной, потому что он, на мой взгляд, более адекватный для современной экономики". И самое главное – по мнению Кудрина (а он остается вхожим в ближний круг Владимира Путина)
Улюкаев больше понимает современную экономическую ситуацию, тогда как Белоусов преувеличивал роль государственного регулирования и государственных институтов.
Кстати, сходную с Кудриным оценку ситуации дал и председатель совета директоров МДМ банка Олег Вьюгин. Ранее он также работал сначала в Минфине, затем в ЦБ. По мнению банкира, Улюкаев был инициатором изменений в денежно-кредитной политике и прежде в области подавления инфляции. Чего нельзя было добиться без поддержки на самом верху. Вьюгин при этом подчеркнул, что от Улюкаева, в отличие от Белоусова, не стоит ожидать требований субсидировать предприятия, направлять средства публичных фондов на различные инвестиционные проекты: «Он не будет лоббировать такие идеи».
Странно, правда, что выступая на недавно завершившемся Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) Владимир Путин как раз поддержал ряд инвестиционных проектов, которые должны финансироваться из Фонда национального благосостояния. Речь идет прежде всего о строительстве ЦКАД в Московской области, скоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань, реконструкции Транссиба. Цена вопроса зашкаливает за 2 трлн рублей. И эти инфраструктурные проекты проталкивал именно Белоусов. Может быть уже достаточно? По крайней мере для президента?
Однако есть и другие экспертные мнения. Так, главный редактор «Финансовой газеты» Николай Вардуль заявил «МК», что логичнее было оставить Белоусова на Минэкономразвитии, а место Набиуллиной отдать Улюкаеву. За новым главой ЦБ нужен профессиональный пригляд из Кремля. А кто бы с этим лучше справился бы как не опытный «центральный» банкир?
К тому же, будучи министром, Белоусов имел массу возможностей не давать спать коллегам. Он постоянно спорил и с министром финансов Антоном Силуановым и экс-главой ЦБ Сергеем Игнатьевым (заодно и с Улюкаевым). Более того, на ПМЭФ наметилось противостояние между Белоусовым и Набиуллиной.
Водораздел – определение нового экономического курса. Белоусов выступает за активную курсовую политику, например, он не против снижения курса рубля для того, чтобы подтолкнуть национальную промышленность. Набиуллина же считает нецелесообразным пытаться управлять курсом, то есть возвращаться к уже пройденному этапу в деятельности ЦБ. Выиграет же, по её мнению, от облегчения рубля только узкий круг экспортеров.
В общем, страсти накалились. Но сможет ли Белоусов на новой должности в Кремле так же не давать спать правительству и ЦБ – это уже вопрос. Так как он стал всего лишь помощником президента. Решения и публичные заявления – за Путиным. Впрочем, президент один раз уже поддержал Белоусова.