Паника на мировых биржах: как аукнется так и откликнется

Заявление Бена Бернанке привело к падению индексов Доу-Джонса

Общеизвестно, что рынок не любит неопределенности, но и слишком большая ясность ему тоже не по вкусу. Когда в среду президент федеральной резервной системы (ФРС), исполняющий роль центрального банка США, Бен Бернанке разжевал бизнесу, что ФРС начнет спускать на тормозах политику стимулирования рынка, индексы Доу-Джонса кинулись вниз головой. Но это были лишь цветочки.

Заявление Бена Бернанке привело к падению индексов Доу-Джонса
Бен Бернанке

тестовый баннер под заглавное изображение

В четверг, 20 июня, индексу Доу-Джонса растеряли более 300 пунктов, то есть 2%. Но что такого страшного сказал Бернанке? Он сказал всего лишь то, что если экономика будет на подъеме, ФРС притормозит покупку облигаций (бондов) и, возможно, прекратит ее полностью в 2014 году. Кроме того он предупредил, что если дела снова пойдут под откос, то ФРС возобновит свою политику стимулирования.

И хотя об этом же дудело в дуду большинство экономистов, инвесторы оказались в шоке после выступления Бернанке. «Он предложил больше ясности, чем этого ожидали многие», – говорит Арт Хоган, исполнительный директор «Лазер Кэпитал Маркет».

Перемена курса подтверждает нервозность рынка. VIX — термометр нервозности инвесторов подскочил на 11%. А «Страх и жадность денег», так называется мерило, которым пользуется телеканал CNN, соскочил на грань «крайнего страха». «Я считаю, что нервозность стала новой нормой у инвесторов на всех уровнях богатства», — говорит тот же Хоган. Резко упали и цены на золото. Это вызвало падение акций горно-добывающей промышленности.

Как аукается на Уолл-стрите, так откликается по всей планете. Основные европейские рынки упали более чем на 3%. Понесли потери и азиатские рынки. Производство в Китае скатилось на самую низкую ступень за последний год. Биржи Гонконга и Шанхая тоже потеряли акций на 3%.

Падение цен на акции, облигации, товары по всей планете еще раз показало, как зависят мировые финансы от монетарной политики федеральной резервной системы. Недаром акции на биржах Европы и Азии упали еще ниже, чем в США. В США за последние месяцы на 4%, а в остальном мире — на 6%. Как говорит главный стратег «Кэмбридж Меркантайл Груп» Марк Фрей: «Федеральная резервная система не только центральный банк США. Она по сути дела центральный банк всего мира». И вот после «разъяснения» Бернанке на Филлипинах падают цены на государственные облигации, в Норвегии — валюта, в Китае — биржи, в Мексике — акции. Китайские банки перестали давать деньги в долг друг другу. Международный валютный фонд заявил, что рассматривает возможность прекращения помощи Греции. «Курок спустила федеральная резервная система», — говорит Ашниц Коял, директор по инвестициям компании «Испринг» в Сингапуре.

То, что сейчас происходит на мировых биржах, является сильным откатом от ситуации, когда низкие процентные ставки в США подталкивали инвесторов вкладывать свои деньги в иностранные государства. Но сейчас они опасаются, что иностранные рынки окажутся ненадежнее американских. Как говорит главный экономист «Альянс Дернштейн» в Лондоне Гаррен Вильямс: «Когда США начинают проводить политику, приемлемую для своих внутренних условий, они могут одновременно влиять в отрицательном смысле на мировую экономику».

Кредитные ставки — важный детерминатор и индикатор экономической активности. Пытаясь подталкивать взятие в долг денег и тем самым оживлять экономику после финансового кризиса, федеральная резервная система сбила кредитные ставки для банков и выкупила облигации на гигантскую сумму в 2 триллиона долларов. Бернанке сказал, что прекращение скупки облигаций будет проходить очень медленно, мягко и возобновится, если экономика забуксует. Вот почему реакцию рынков на заявление Бернанке многие аналитики объявляют «паникой». С другой стороны, говорят инвесторы, а что если мистер Бернанке не сможет контролировать конвульсии рынков, вызванные его же словами. (Как это случается с факиром, который выпускает джина из бутылки и не может его вогнать в нее обратно). «Мы находимся на опасном водоразделе. Это конец весьма агрессивной фазы мировой монетарной политики», — говорит Себастьян Гейли, стратег компании «Софите Женераль».

Китай и Бразилия никак не могут оседлать кредитные ставки. Падение цен на товары больно ударяет по Австралии и России, торгующими природными ресурсами. После финансового кризиса рынки этих стран стали привлекательными для инвесторов, ибо сулили выгодные доходы на вложения. Так 55% рынка облигаций Мексики принадлежат иностранным государствам. Хедж-фонды и другие денежные менеджеры брали долги за низкие проценты с США, а затем инвестировали их в иностранных государствах, где им светили большие доходы. Сейчас после выступления Бернанке, им приходится спешно переориентироваться. Отступают и мелкие инвесторы. Согласно данным компании «Липпер», дающей информацию о фондах, они повернули вспять $622 млрд. Это заставляет вспоминать о прошлых глобальных кризисах, когда такие страны, как Россия и Мексика, объявили дефолт в значительной степени по причине бегства иностранных инвесторов. Впрочем сейчас эти и другие развивающиеся страны опираются на более надежный финансовый фундамент, чем в прошлом, поэтому угроза кризиса не так велика.

Как говорит один из стратегов «Бэнк оф Америка», «одни пытаются спасти свою шею от петли, а другие, уже находящиеся в петле, выскользнуть из нее!»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру