С 13 апреля 2013 года вступили в силу специальные пошлины на автомобили с двигателями объемом 1–2,2 литра, поставляемые в Украину из-за рубежа. К уже имеющейся 10-процентной пошлине на ввоз иномарок прибавилась специальная пошлина: для автомобилей с объемом двигателя от 1 000 до 1 500 куб. см она составила 6,46%, а для автомобилей с объемом двигателя от 1 500 до 2 200 куб. см – 12,95%.
Эта мера не только возмутила Россию, но и закрыла доступ к соседям ряда иномарок, собираемых у нас. В частности, импортеры отказались ввозить новинки Nissan Almera и седан Citroen C4. Так, первый из этих автомобилей производится с двигателем объемом 1,6 литра и подпадает под пошлину почти в 13%. При его новой цене о бюджетности пришлось бы забыть.
- Это - защитные меры на автомобили с серьезными нарушениями правил ВТО и зоны свободной торговли СНГ, — озвучил позицию РФ Андрей Слепнев в кулуарах Петербургского экономического форума. - Это означает разбор не политическими, а уже юридическими методами.
По его словам, Россия будет подавать жалобу совместно с другими партнерами по СНГ.
Надо сказать, «партнеры» недовольны украинцами не только по поводу пошлин на авто. Вторая из серьезных заградительных торговых мер — введение квот на импорт кокса на Украину. Процедура распределения этих квот нетранспарентна, сказал Слепнев.
В целом же за первый квартал в отношении товаров из стран Таможенного союза введено аж 96 новых барьеров, отметил министр. 68% из них приходится на дальнее зарубежье, в основном США и страны ЕС. 38% — на страны СНГ, в которых лидируют Украина (13%) и Узбекистан (8%).
В плане снятия таможенных барьеров членство России в ВТО пока не принесло ей результатов, признает чиновник: «Ряд барьеров приостановлены, но еще предстоит пройти определенные процедуры, чтобы реализовать свои преимущества членства в ВТО».