Сам отчет ЦБ был, как и предполагалось, скучным; Сергей Игнатьев просто озвучил известные (в том числе и опубликованные МК) цифры. Но вот то, что началось после, во время ответов на вопросы депутатов и бесед с журналистами—стало сенсацией.
С трибуны Госдумы Сергей Игнатьев заявил: «В мае мы получили официальный запрос от МВД РФ относительно ряда организаций, которые использовались при проведении незаконных финансовых операций фигурантами одного из уже возбужденных уголовных дел. ЦБ исследовал прямые и косвенные платежные связи этой организации, и два дня назад мы отправили ответ в МВД. Мы выяснили, что указанные в запросе организации являются небольшой частью обширной сети, состоящей из 173 фирм-однодневок, через которые было выведено с нарушением налогового и валютного законодательства 760 млрд. руб. в 2010-2012 гг.».
По словам Сергея Игнатьева, криминальная сеть действовала несколько лет; часть операций относиться к 2008-2009 гг. МВД совместно с ЦБ продолжают расследование. Для завершения необходимо увеличить параметр исследования, который финансисты называют «длиной цепочки». Сейчас ЦБ проанализировал платежи не более, чем из трех контрагентов. Но лиха беда начало. «Если исследовать фирмы с цепочкой, состоящей из более чем трех платежных организаций, то число таких фирм-однодневок и общий объем незаконных финансовых операций сильно возрастет»,--заявил Сергей Игнатьев. По его мнению—озвученному в кулуарах--«как минимум на порядок больше». Следовательно, она состоит не менее, чем из 1,7 тыс. (!) юридических лиц.
А с трибуны Сергей Игнатьев сделал главный вывод. «У меня складывается впечатление, что вся эта сеть фирм-однодневок контролируется одной группой лиц»,--припечатал он. Эти «лица» пока не названы. Надо полагать, в интересах следствия: оно продолжается и еще далеко от завершения.
Потому что суммы выведенного (читай—украденного) сопоставимы с общим объемом оттоком капитала из страны. Объем сомнительных операций по итогам 2012 года составил $38,1 млрд. против $25,9 млрд. в 2010-м и $33,3 млрд. в 2011-м. А чистый отток капитала из РФ в 2012 году, согласно скорректированным данным ЦБ, замедлился до $54,1 млрд. с $80,5 млрд. годом ранее. То есть, от трети до половины оттока капитала из России имеют криминальное или, как минимум, сомнительное происхождение.
Интересна ситуация с оттоком в последние месяцы. По данным Минэкономразвития, он в апреле замедлился до $3,5-4 миллиарда долларов с 7,8 миллиарда долларов в марте. А в мае—после запроса МВД в ЦБ—снова вырос до $7-8 млрд. «Чистый отток капитала из РФ в мае оказался неожиданно большим»,--констатировал Сергей Игнатьев.
Сергей Игнатьев высказался и о судьбе рубля. Он полагает наблюдаемое падение курса явлением сезонным и прогнозирует его скорое окончание. После чего вновь встанет проблема борьбы с чрезмерным укреплением рубля, снижающим конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке.
Напоследок Сергей Игнатьев покритиковал Минфин за инициативу по ограничению наличных расчетов. «Я считаю, что намерение обязать все более-менее крупные точки принимать платежные карты—это очень правильно. Наряду с наличными операциями еще человек должен иметь возможность практически в любой торговой точке, за исключением самых мелких, платить безналичным путем. Инициатива Минфина по ограничению наличных расчетов может быть чревата большими сложностями. Плюсы этого решения очень сомнительны. Я скептически отношусь к 600 тысячам и к 300 тысяч рублей, и к любой другой сумме»,—сказал Сергей Игнатьев журналистам в Госдуме. Кстати, министр финансов Антон Силуанов по итогам заседания правительства 17 июня заявил, что: «Минфин поддерживает идею передачи Центробанку права устанавливать ограничения при расчетах наличными».