СПРАВКА "МК"
HSE{13K} — первый российский университетский конкурс бизнес-проектов, назван по аналогии с американским конкурсом MIT 100K (MIT — Массачусетский институт технологий, 100К — призовой фонд в $100 тысяч). В данном случае: HSE — Higher School of Economics (Высшая школа экономики), 13К — призовой фонд в $13 тысяч. Конкурс проводится при поддержке ОАО «Российская венчурная компания» и Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы и является одним из этапов федерального конкурса технологических бизнес-планов БИТ. HSE{13K} впервые состоялся в 2006 году, ежегодно собирает около 130 заявок. Жюри, куда входят более 40 известных инвесторов, предпринимателей, экспертов отрасли, оценивает проекты по 4 критериям: инновационность, бизнес-потенциал, инвестиционная привлекательность, команда.
Слоган о том, что реальность превосходит самые смелые мечты, молодые инноваторы подтверждают собственными проектами. Среди 14 финалистов этого года — создатели электронного поводыря для слепых, технологии 3D-печати биоимплантатов, надувных солнечных электростанций, устройства для высокоточной диагностики лейкемии на ранней стадии, глобальной системы бронирования частного жилья и др.
Первое место и чек на $6500 получила команда iBinom за разработку программного обеспечения для медицинской интерпретации генетических данных. Основатели проекта — выпускник физфака МГУ Андрей Афанасьев и выпускник биофака МГУ Валерий Ильинский.
— Сегодня интерпретация генетических данных — это дорогая, медленная и сложная штука, — объясняют партнеры. — Сборка и аннотация одного генома человека может занять около 24 часов, причем необходимое программное обеспечение стоит $10 000. Мы предлагаем вместо этого интуитивно понятный и удобный интерфейс, ориентированный на врачей и ученых, а не на специалистов-биоинформатиков. Решить задачу можно будет за полчаса и почти в 70 раз дешевле.
Второе место и чек на $6500 заслужил проект Penxy с участием ребят из Физтеха. Команда разрабатывает приложение, которое позволяет синхронизировать показ презентации одновременно на проекторе, планшетных устройствах и ноутбуках в зале.
Как и предсказывали эксперты, открытия в медицине сегодня выходят на первый план. Это видно даже по количеству участников различных конкурсов стартапов.
Роман Соколов, выпускник МИСиС, представил на суд жюри «Электросонар» — компактный прибор для слепых, похожий на обычный фонарик, который надо закрепить на руке. Заметив на расстоянии до семи метров какое-то препятствие (бордюр, ступени, стену), прибор начинает вибрировать. Сила и продолжительность сигнала зависят от того, насколько близко опасность. Пользователями ноу-хау могут стать и спецслужбы, шахтеры — все те, кому приходится двигаться в задымленном пространстве, в темноте.
Команда аспиранта из МГУ Павла Евдокимова предложила лечить костные переломы, используя биоимплантаты, созданные по технологии трехмерной печати. Форма и структура биоимплантата задается под конкретного пациента, по составу и прочности такой «заменитель» также будет равнозначен настоящей костной ткани.
Комментарии членов жюри по итогам конкурса можно сравнить с отдельным мастер-классом, причем как для авторов стартапов, так и для инвесторов.
— Что бы вы ни представляли (проект инвестору, свои знания и навыки работодателю), цель презентации — быть максимально убедительными, чтобы «продать» товар, — посоветовал молодежи представитель ОАО «РВК» Игорь Пичугин. — Когда-то Билл Гейтс с Полом Алленом прилетели в Нью-Йорк на встречу с айбиэмерами. И сказали, что для их замечательного IBM PC у них есть как раз то, чего компьютеру так не хватает, — операционная система. Поговорили, разошлись довольные друг другом: айбиэмеры в свои лаборатории, а Гейтс с Алленом... писать обещанную операционку. (На момент презентации Билл и Пол фактически продали продукт, которого еще не существовало! — «МК».) Каковы последствия, мы прекрасно знаем: новая индустрия, многомиллиардный бизнес.
Андрей Полозов-Яблонский из «Аэрофлота» обратил внимание инноваторов на вопрос защиты интеллектуальной собственности:
— Трудно получить хорошие деньги даже за хорошую мысль — для инвестора важна степень проработанности проекта. А если у вас есть пусть даже маленький бизнес, то ставка максимально высока и необходима патентная защищенность. Но конкурс показывает, что ребята длительное время «рекламируют» окружению свои идеи, а у большинства нет даже полученной «приоритетки» (справки о поступлении заявки в патентное ведомство. — «МК»). Те, кто уже подошел к патентованию, ограничиваются исключительно Россией, не расширяя зону патентной защиты за рубеж, а ведь это рынок для реализации, а значит, и потенциально более масштабируемый бизнес.
Ксения Балицкая (Открытый университет «Сколково») рекомендовала россиянам быть понастойчивее с инвесторами:
— В Кремниевой долине инвестора можно встретить на улице или в лифте и за минуту рассказать ему про свой проект. В России, даже если ты и встретишь инвестора в лифте, скорее всего тебе не дадут с ним поговорить его телохранители. Поэтому так важно, чтобы стартапер был настойчив и, например, во время бизнес-конференций подходил к инвестору сам и буквально донимал своим проектом. У нас был один школьный проект на StartUp Village, касающийся управления кораблями, так ребята ходили по пятам за Виктором Вексельбергом в течение полутора часов! В результате он разрешил презентовать проект и дал им номер мобильного.
Тем временем Марина Россинская (венчурный фонд Maxfield Capital) посоветовала коллегам быть более чуткими:
— Заимствования есть у многих проектов. Но это не страшно, если проект берет лучшее из того, что есть у других, и дополняется собственными продуманными и взвешенными идеями. Проблема в том, что большинство инвесторов пытается предположить, «выстрелит» проект или нет, основываясь на аналитике. А все известные истории взрывного успеха, напротив, в начале пути демонстрировали практически полное отсутствие перспектив. Кто мог сказать, что сайт для общения студентов университета превратится в многомиллиардную социальную сеть, а сервис для непрофессиональных фотографов, не имеющий какой-либо монетизации, может быть оценен в миллиард долларов?!
На что стоит направить свои мысли креативным предпринимателям уже в текущем году, рассказал представитель Greenfield Project (площадки для развития высокотехнологичных проектов) Ренат Гарипов:
— Думаю, во всех странах 2013-й будет годом 3D-печати и Internet of things («Интернета вещей»). Окружающие нас вещи продолжат становиться все более информационными, содержательными и интерактивными. На первых порах это будет касаться прежде всего сферы развлечений (GoogleGlass, как пример), потом перекинется на здоровье, быт, безопасность и т.п. Если есть навыки и терпение, надо идти в проекты на стыке технологий.