Немцы, впрочем, сами в этом виноваты: начиная с пятой генерации не было ни одного поколения хэтчбека, которое бы реально было способно взорвать рынок. В то время как на свет появлялись едва ли не революционные для своих лет Ford Focus и Peugeot 306, VW «радовал» клиентов искусной подделкой под эволюцию.
Ведь Golf принципиально не менялся уже лет двадцать. Немцы как один твердят о новых платформах, новых технологиях, но на практике единственная по-настоящему новая вещь, внедренная в конструкцию машины за это время, — коробка DSG. В этот перечень даже TSI не внести, так как эта технология по большому счету начиналась с той моновпрысковой «четверки», которую в свое время ставили на Passat В2: сначала немцы снабдили мотор инжектором, потом турбиной и получили тот самый 1,8T... Разумеется, силовик каждый раз называли новым, но, когда мотору сначала меняют «голову», а спустя несколько лет — блок цилиндров, «новый» — не совсем то, что следовало говорить в таком случае.
Но Golf — это автомобиль-парадокс, каким бы старым или недостаточно модным его не считали, он все равно останется самым востребованным хетчбэком С-класса в мире. И не просто востребованным: каждое последующее его поколение более популярно, чем предыдущее. И лично я не вижу ни одной причины, из-за которой этот автомобиль мог бы уступить пальму первенства, скажем, нынешнему Ford Focus или Opel Astra. И вот почему...
В данном тесте не будет описания дизайна. Потому что дизайна в этом авто нет уже полтора десятка лет. Есть стиль, который сформировался где-то в середине 90-х и с тех пор благополучно модифицируется. В принципе, в облике новинки вы сможете разглядеть пару новых деталей, но для этого придется либо изрядно напрячь память, либо поставить ее рядом с предшественником, иначе список у вас кончится раньше, чем пальцы на руке... По сути, единственный плюс экстерьера заключен в его универсальности: не будучи остро модным продуктом, Golf так или иначе сочетается с любым дизайнерским направлением. Он хорош в любом интерьере, но по той же причине в каждом отдельном случае проигрывает любому «узконаправленному» авто.Интерьер в данном случае посимпатичнее, но, по сути, подан он в том же ключе: мы не будем предлагать вам что-то по-настоящему новое, потому что считаем, что старое вас полностью устраивает. Но каким бы хорошим и правильным он ни был, это как любимая песня, вставленная в рингтон на мобильнике. Будьте уверены, через месяц-полтора эта композиция перестанет быть любимой. Но вот ваш корреспондент настроил зеркала и, повернув ключ в замке зажигания, выехал на дорогу... И тут можно сказать только одно — автомобиль, ничем не выделяясь среди одноклассников, на корпус обходит их в сбалансированности.
У этого хетчбэка просто нет откровенно слабых мест. Подвески? Да, в С-классе, наверное, можно встретить машины, шасси которых болеее энергоемки. Навскидку я таких, правда, не припомню, но категорично отрицать их наличие тоже не стану. Теоретически можно найти и более тихие авто. Есть в сегменте машины, которые лучше рулятся... Однако задача в данном случае несколько иная — найти машину, в которой все эти качества сочетались хотя бы в тех же пропорциях, что и в Golf.
Нет, он не идеален. Могу сказать, что не очень нравится руль, потому что он кажется слишком легким, но он такой же, как у лучших по управляемости конкурентов. Притом шасси оказалось достаточно плавным, чтобы справляться с мелкими и средними российскими неровностями, но в то же время не позволять кузову «плыть» в поворотах, так что я бы назвал его еще и достаточно спортивным. Вторая проблема — привод сцепления. Педаль настолько длинная и малоинформативная, что привыкаешь к ней дольше, чем к педали, скажем, Toyota GT86 — хотя последняя по умолчанию считается менее универсальным автомобилем. Но при этом у нового Golf неплохие тормоза и великолепная механическая коробка… Но, пожалуй, это все, что можно сказать о недостатках.
Единственное, на что не стоит всерьез рассчитывать, — шильдик «BlueMotion». Известно, что, сказав слово «халва», сладости во рту не почувствуешь. Так и в этом случае: то, что у мотора рабочий объем всего 1,2 литра, — никакой роли не играет, смотреть стоит на наличие наддува, мощность и тягу. А это — 105 л.с. и 175 Нм. Характеристики, как у прежней 1,6-литровой атмосферной «четверки», но максимум тяги доступен на 1400 оборотах, и не стоит думать, будто этот двигатель «питается» лишь нагнетаемым турбиной воздухом. В теории это один из самых экономичных «ваговских» двигателей, однако на практике его без малого пять паспортных литров, потребляемые в смешанном цикле, превращаются в шесть с половиной (и неважно, стоите вы в пробках или едете по трассе). Конечно, автомобиль подсказывает, когда нужно переключаться, однако это работает только на шоссе, в городе водитель то и дело рискует «потушить» турбину и если не заглохнуть, то остаться с номинальной тягой маленького 1,2-литрового агрегата, едет который, как вы понимаете, так себе. Во-вторых, тут тоже есть дефицит тяги, тем более «на низах», так что, поддерживая среднюю скорость, водитель постоянно вынужден давить на газ, что экономии топлива тоже не способствует. В общем, приблизиться к заявленным параметрам может лишь «топливный фетишист», для этого, правда, ему придется найти в нашей стране дорогу, позволяющую проехать 600—700 километров на скорости 90—100 км/ч без пробок и ремонтов.
Если же не заниматься глупостями, этот автомобиль вряд ли разочарует: до 100 км/ч он разгоняется чуть больше, чем за 10 секунд, мотор при этом достаточно эластичен, чтобы не позволить водителю ездить по городу на третьей передаче... Стрекочет он не слишком «вкусно», но по современным меркам это не самая большая проблема. И тем не менее, если бы у меня оставался выбор, я бы предпочел старый атмосферный 1,6-литровый двигатель. С такой же механической коробкой он был бы не хуже, хотя и медленнее…
И вот он — новый Golf. Автомобиль-электробритва, лишенный явных недостатков, в котором помимо прочего достаточно пространства, чтобы посадить четверых среднестатистических седоков и заехать в гипермаркет, не используя для перевозки покупок часть салона. Пожалуй, это сулит новинке успех. Если, конечно, кто-то не переубедит нас в обратном...