Вот и международная благотворительная организация Oxfam 22 мая распространила результаты исследования. Согласно ему: «По меньшей мере, $18,5 трлн. доходов состоятельных граждан спрятано в «налоговых убежищах» по всему миру, что лишает государства налоговых поступлений на сумму около $156 млрд. ежегодно».
В Oxfam подсчитали: «две трети этой суммы (более $12 трлн.) находится в юрисдикциях Евросоюза, в частности, в Люксембурге, Андорре и на Мальте. Эти государства способствуют уходу от налогов в размере более $100 млрд. ежегодно. Между тем, треть «офшорного богатства» сосредоточена в Великобритании и связанных с ней юрисдикциях, где с этих денег также не взимаются сборы».
«Общая средств, уведенных в офшоры, в два раза превышает ту, которая необходима, чтобы вывести всех людей в мире, живущих за чертой бедности, из категории крайней нищеты»,—возмущаются в Oxfam.
Мысль понятна: нужно срочно отнять и поделить. В России идея упала на благодатную почву: у нас и традиции имеются, и от вывода в офшоры Россия пострадала. Так, бывший экономист консалтинговой компании McKinsey&Co Джеймс Генри недавно подсчитал, что из России с 1990 года в офшоры было выведено $798 млрд. Это второе место в мире, вслед за Китаем ($1,189 трлн.), но Китай потерял эти средства не за 20, а за 40 лет. На третьем месте Южная Корея ($779 млрд.), затем идут Бразилия ($520), Кувейт ($496) и Мексика ($417). Наши соседи не отстают: из Украины вывели в офшоры $167 млрд., из Казахстана--$138 млрд.
По словам Джеймса Генри: «значительная часть средств, выведенная из России, была получена в результате приватизации госактивов в 1990-е». Тоже мне, «открытие»; кто же этого не знает! Интереснее другое: Джеймс Генри оценивает общую сумму средств, хранящуюся в офшорах гораздо выше: от $21 до $32 трлн. Столь большой разброс наводит на размышления по поводу достоверности цифр.
Борьба с офшорами набирает обороты по всему миру. Под давлением согласились ослабить политику по соблюдению банковской тайны такие известные «налоговые гавани», как Британские Виргинские острова, остров Мэн, острова Джерси и Гернси, Бермудские острова, Каймановы острова, Монтсеррат и Ангилья.
В России задачу деофшоризации экономики не раз ставил президент Владимир Путин. А 21 мая на парламентских слушаниях в Совете Федерации директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин заявил: «В основных направлениях налоговой политики на 2013-2016 годы предусмотрен комплекс мер по деофшоризации отечественной экономики. Мы будем взаимодействовать с нашими зарубежными коллегами в рамках системы FATCA, о которой только и говорилось на форуме ОЭСР по налоговому администрированию 17 мая». FATCA позволяет получать информацию о движении средств не по запросам (на которые и отказать можно) а в режиме он-лайн.
Казалось бы, мошенников-уклонистов по всему миру прижмут к ногтю—надо радоваться. Но мешает вопрос: почему люди выводят деньги в офшоры? Мошенников на $18,5 трлн. быть не может; эдак мы полмира в криминалитет запишем. Современная экономика устроена так, что государство при помощи налогов и тарифов может сделать невыгодным любой законный бизнес. В России даже алмазы одно время было невыгодно добывать. А налоги растут повсеместно, даже когда правительства не пытаются заваливать кризис деньгами. Может быть, прежде чем отнимать и делить, следовало бы повысить уровень доверия состоятельных людей к властям в мировом масштабе?
Топ-10 стран, лидирующих по количеству выведенных средств в офшоры с 1990-ого года
Страна Выведено в офшоры $млрд.
Китай 1189
Россия 798
Южная Корея 779
Бразилия 520
Кувейт 496
Мексика 417
Венесуэла 406
Аргентина 399
Украина 167
Казахстан 138
Эксперты «МК»:
Василий СОЛОДКОВ, директор Банковского института НИУ ВШЭ:
Сейчас проходит саммит ЕС, на котором председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу предлагает решить вопрос о ликвидации офшоров в рамках ЕС. Но ЕС против, потому что Люксембург и Австрия, которые являются офшорами, за счёт этого живут. Но дело в том, что решение должно быть принято единогласно. Если все примут предложение Баррозу, а Люксембург и Австрия откажутся, то с ними начнут воевать, применять санкции. Люксембургу и Австрии эти деньги нужны, чтобы жить, но для России вывод этих средств губителен. Наши пенсионеры получают такую пенсию, на которую прожить невозможно. Налоги, которые не платят в России, оседают в этих странах и позволяют им иметь развитую экономику. Здесь есть конкретный интерес. Что касается этого исследования, то $18,5 трлн. — завышенная цифра. В офшорах по всему миру около $10 трлн.
Александра СУСЛИНА, эксперт Экономической экспертной группы:
Офшоры нужно разделять. Одно дело, когда страна характеризуется как офшорная зона и всё делает честно, другое дело, что во многие офшоры уходят «теневые» деньги. В том, чтобы держать деньги в офшорах честно, ничего плохого нет. Что касается теневого сектора, то с этим нужно бороться. В мире постоянно принимают решения, связанные с ужесточением контроля, уводом денег, избежанием двойного налогообложения и т.д.. Но это как вирус и антивирус. Когда создают антивирус, создают и новый вирус. Тут точно такой эффект.