Это давно назревшее решение, удивительно, что до сих пор не было введено ограничений. Не будем забывать, что речь идет о госкомпаниях. А если это госкомпании, фактически собственник — государство. А собственник, естественно, вправе сделать подобные ограничения. Потому что те, кто получает зарплату, будь то руководители или работники компании, ее получают именно потому, что государство им предоставило возможность использовать свою собственность. А в этом случае ограничение является более чем оправданным. Удивительно, что до последнего времени не было подобных ограничений, еще и потому, что за рубежом их стали вводить, несмотря на то, что там развита культура самоограничения, чего у нас и в помине нет. Там есть понятия «прилично» и «не прилично». Так вот там считается не очень приличным, когда назначают очень большие выходные пособия для топ-менеджеров.
Что касается пределов в 12 и 18 окладов, то это нормальный ориентир — и примерно таковы и должны быть объемы выплачиваемых вознаграждений. Здесь вряд ли стоит беспокоиться о том, что выходная сумма получится небольшая, потому что речь идет не о госслужащих, а о работниках госкомпаний — фактически коммерческих организаций, даже если речь идет о госкорпорациях. Если у госслужащих оклады бывают чисто символическими, а то, что они получают, — это за счет других выплат, то здесь с окладами все нормально. 12 или 18 окладов будут означать очень приличную сумму. Надо учитывать и то, что в принципе у государства и раньше была возможность следить за объемом выплачиваемых вознаграждений через своих представителей в советах директоров (наблюдательных советах). Но почему-то государство этого не делало.
Вообще сегодня в вопросе назначения «золотого парашюта» у компаний фактически полная самостоятельность — уровень размера назначает совет директоров. Мы помним «золотой парашют» бывшего главы «Ростелекома» Александра Провоторова в размере 200 млн рублей. Это одна из самых рекордных выплат. Но здесь вопрос больше не к госкомпаниям и не к тем топ-менеджерам, которые уходили с такими баснословными «золотыми парашютами», здесь вопрос должен возникать к тем чиновникам, представителям государства, советам директоров, которые соглашались с такими огромными цифрами. А государство никоим образом это не регламентировало, хотя и до этой инициативы были возможности ограничения. Такая сумма как раз и является следствием неурегулированности данного вопроса. Но теперь им соглашаться будет трудно, потому что будет законодательное ограничение.
Но мало ограничивать только размер выходных пособий, надо вообще ограничить и сами оклады. Навскидку — это одна из уловок. Сейчас все увеличат свои и без того немалые оклады в 10 раз, и в результате получится тот же заоблачный «золотой парашют», даже больше. А размер оклада сейчас не регламентируется. Надо ограничить размер окладов. Эту лазейку в первую очередь в законопроекте надо было учитывать. А так логики нет. Решение по зарплате принимает тот же самый совет директоров, что и назначает сумму выходного пособия.
МЕЖДУ ТЕМ
Новый глава «Ростелекома» Сергей Калугин, сменивший на посту получившего 200 млн рублей Александра Провоторова, отказался от своего «золотого парашюта». По словам Калугина, увидев в контракте пункт о компенсации в случае расторжения контракта, он принял решение отказаться еще на этапе обсуждения документа. «Не захотел», — пояснил он.