Чуть помедленнее
Рынок нецелевых розничных кредитов серьезно сбавил обороты. По подсчетам заместителя председателя правления банка «Ренессанс Кредит» Татьяны Хондру, в первом квартале 2013 года темпы роста в этом сегменте составили 3,2%: «В январе—марте прошлого года этот показатель был равен 8,4%. Наблюдается замедление темпов роста сегмента нецелевых кредитов и по сравнению с рынком розничного кредитования в целом, который по итогам первого квартала текущего года увеличился на 4,7%».
В чем причина столь заметного торможения? У опрошенных «МК» экспертов разные мнения на этот счет. Так, аналитик «Инвесткафе» Кира Завьялова полагает, что введение Банком России нового порядка расчета ставок резервирования по необеспеченным потребкредитам достигло своей цели — охладить пыл их агрессивного роста.
Но сами банкиры уверены, что сдержанные темпы роста объясняются особенностями развития рынка. «Ужесточение требований по резервированию необеспеченных кредитов, на наш взгляд, существенным образом не повлияет ни на доходность, ни на бизнес-модель специализированных розничных банков», — рассуждает руководитель департамента розничных продуктов и технологий Промсвязьбанка Иван Пятков. А директор розничного департамента СБ-банка Герман Белоус считает, что сложившаяся ситуация связана с уменьшившимся спросом на потребкредитование в целом: «В 2012 году спрос на нецелевые кредиты довольно активно насыщался — люди набирали много кредитов, соответственно, сейчас по ним расплачиваются». По наблюдениям эксперта, у населения ощутимо повысился интерес к банковским депозитам. «Стоит отметить троекратно превышающий показатели прошлого года рост вкладов физлиц в первом квартале», — соглашается с коллегой старший вице-президент Инвестбанка Владимир Пахомов. По его мнению, на фоне опережающего роста объемов частных вкладов при относительном отставании роста портфелей кредитов возможно снижение ставок по депозитам, которое, в свою очередь, приведет к снижению кредитных ставок.
В то же время говорить о каких-то революционных переменах в сегменте нецелевого потребкредитования не приходится: ведь, несмотря на скромную динамику текущего года, кэш-«потребы» превалируют в структуре розничных портфелей ведущих игроков. «В структуре продаж по кредитному портфелю физлиц преобладали потребительские кредиты — 73,2% от общего объема выдачи», — констатировали в пресс-службе Сбербанка. «Прирост портфеля нецелевых кредитов банка наличными за первые 4 месяца 2013 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года не изменился и составил около 10%», — комментирует вице-президент банка ВТБ24 Иван Лебедев.
Стабильно и дорого
Что касается цены вопроса в сегменте нецелевых розничных ссуд, то здесь все стабильно. «Средняя ставка по рынку — около 25% годовых, если мы говорим про 5-летние кредиты. По более «коротким» кредитам на сумму до 120 тыс. рублей ставка на рынке значительно выше: 2-летний кредит — это примерно 45% годовых при сроке рассмотрения заявки в 15 минут», — говорит Герман Белоус. «Диапазон процентных ставок на рынке потребительских кредитов очень широк. Минимальная ставка составляет около 12%, максимальная доходит до нескольких тысяч процентов годовых. Чем лояльнее банк к своим потенциальным заемщикам (проще комплект документов, меньше срок рассмотрения заявки), тем выше ставка», — объясняет ведущий эксперт по банковским продуктам портала «Банки.ру» Елена Сударикова. «Средняя ставка среди основных игроков рынка потребительского кредитования находится на уровне 24%, но из-за возросшей конкуренции прослеживается общая тенденция к регулярному проведению акции с существенным снижением процентных ставок на определенный период», — приводит свою статистику начальник управления розничных продуктов и развития клиентских отношений Райффайзенбанка Алексей Капустин. «Если смотреть в целом на рынок, то годовые процентные ставки на рынке колеблются от 12,5% до 72% годовых», — подсчитала начальник управления кредитных продуктов банка «Хоум кредит» Алсу Тинчурина.
Ожидаемого удорожания стоимости кэш-кредитов для клиентов «с улицы» не произошло. По словам Елены Судариковой, скорее наоборот — можно говорить об их снижении: «Так, недавно снизили процентные ставки по нецелевым кредитам Сбербанк и Райффайзенбанк — как для «зарплатников», так и для остальных клиентов». Что касается «зарплатников», то в этом сегменте кредитов стало больше, а условия по ним — выгоднее. Елена Сударикова связывает такой расклад с тем, что изменения в порядке резервирования по необеспеченным ссудам не коснулись «потребов», которые выдаются зарплатным клиентам банка.
На выдумки хитры
По мнению Ивана Пяткова, снижение спроса на кредиты в этом году с одновременным ростом закредитованности граждан будет подталкивать банки к поиску путей привлечения наиболее надежных клиентских сегментов. Кроме того, банки будут стараться удержать наиболее лояльных клиентов. «Здесь победит тот, кто сможет не только предоставить удобный и надежный сервис, но и завоевать доверие своих клиентов», — пояснил банкир.
Путей завоевания благосклонности будущих заемщиков у банков не так уж много. Актуальные маркетинговые фишки можно разделить на две основные категории: ценовые и технологичные. В первом случае клиент заманивается рублем, во втором — удобством и скоростью обслуживания.
Эксперты обращают внимание, что сейчас банки предпочитают проводить кратковременные акции по снижению ставок, нежели «резать» тарифы по полной программе. И действительно: опрошенные «МК» кредитные организации подтвердили свой интерес к быстрым «распродажам». «В настоящий момент Сбербанк проводит акцию, в рамках которой предлагает своим клиентам получить потребительский кредит от 14,5% годовых», — сообщили в пресс-службе «Сбера».
«На данный момент в Райффайзенбанке действует сезонная акция с существенным снижением уровня процентных ставок для всех категорий клиентов», — рассказал Алексей Капустин. Директор департамента разработки и сопровождения продуктов розничного бизнеса Номос-банка Александр Базанов проинформировал, что для зарплатных и корпоративных клиентов была запущена новая программа потребительского кредитования по рефинансированию кредитов сторонних банков: «Программа позволяет клиентам на выгодных условиях рефинансировать имеющиеся потребительские кредиты сторонних банков».
«Все чаще для привлечения клиентов кредитные учреждения используют онлайн-заявки на кредит, которые размещаются банком на собственном сайте, а также на других интернет-ресурсах. Нередко при таком способе подачи анкеты клиенту предоставляется скидка. Скажем, Банк «Уралсиб» предлагает клиентам, оформившим заявку на портале банка, скидку в 2 процентных пункта», — рассказывает о маркетинговых трендах в сегменте потребительских кредитов Елена Сударикова. Иван Пятков, к примеру, говорит, что в ближайшее время потребительское кредитование Промсвязьбанка будет переведено на новый бизнес-процесс, существенно упрощающий взаимодействие клиента с банком. О расширении каналов подачи заявок на кредит говорят в Сбербанке: «Основной акцент будет сделан на предоставление клиентам возможности подачи заявок на кредиты через удаленные каналы обслуживания (интернет-банк, контакт центр и другие)».
В одном из банков маркетологи апеллируют к тщеславию сограждан: там в рамках акции все клиенты, подавшие заявку на потребительский кредит, могли стать героями телепрограмм «Квартирный вопрос» и «Дачный ответ» и получить бесплатный ремонт или готовый дизайн-проект.
«В связи с возросшей конкуренцией и широким выбором банков на рынке потребительского кредитования ценовой параметр становится все менее решающим критерием для клиента», — отмечает Алексей Капустин. «Клиент оценивает скорее возможность или невозможность получения кредита в конкретном банке, а также размер ежемесячного платежа. Он почти не сравнивает процентные ставки», — резюмирует директор департамента розничных продаж Росбанка Олег Чернышов.
Жив, курилка!
Несмотря на ветер перемен в потребительском кредитовании, банкиры настроены оптимистично относительно перспектив жизнеспособности этой ниши. «Нецелевые кредиты традиционно являются самым универсальным кредитным продуктом для физических лиц, поэтому спрос на них будет всегда», — рассуждает Татьяна Хондру. С ней солидарны сотрудники пресс-службы Сбербанка: «Как правило, спрос на потребительские кредиты есть всегда. Весной и летом в основном оформляются кредиты на отдых и ремонт. В зимний период популярность возрастает накануне праздников — Нового года и Рождества».
Правда, в преддверии отпускного сезона финансисты ожидают еще большего замедления развития рынка, но это сезонное явление. «В летние месяцы спрос достаточно умеренный. Всплеск можно наблюдать лишь во второй половине августа, когда заканчивается пора отпусков и многие пользуются кредитными услугами банка по принципу отложенных потребностей, а также для подготовки детей к новому учебному сезону», — говорит начальник управления розничных кредитных продуктов банка «Стройкредит» Игорь Матазов.
«Точно можно сказать, что на ближайшие 1—2 года потенциал роста у рынка потребительского кредитования есть, а дальше все будет зависеть напрямую от роста доходов населения. Рынок недонасыщен, это правда. Но пока он сильно страдает от качества заемщика: «серые» зарплаты, испорченные кредитные истории. Хотя и эти заемщики могут получить кредит, но по более высокой ставке», — разъясняет Герман Белоус.
По мнению Татьяны Хондру, в первом полугодии прошлого года в значительной степени был реализован потребительский спрос, отложенный в результате кризиса-2008—2009: «Прогнозируется, что по итогам 2013 года рост рынка составит 30%. Однако, учитывая произошедшие и планируемые изменения правил работы в сфере розничного кредитования, вполне вероятно, что этот показатель будет заметно ниже».