Как банки вымогают взятки у заемщиков

Или что скрыто за зеркальными дверями кредитных учреждений

Происходящее в российской банковской системе напоминает чистку. Так, 15 мая при получении взятки в 5 млн. руб. сотрудниками следственного комитета (СК РФ) был задержан председатель правления Росбанка Владимир Голубков. Следствие считает, что он вымогал за продление кредита $1,5 млн.; возбуждено уголовное дело; ему грозит до 7 лет тюрьмы). А 16 мая МВД сообщило о 26 обысках и других действиях против кредитных учреждений. В июне сменится глава ЦБ; дом всегда чистят при въезде нового хозяина (точнее, хозяйки—Эльвиры Набиуллиной). Хотелось бы, чтобы это не стало разовой акцией. Проблемы застарелые; наскоком не решишь. Банки должны изменить отношение к обществу и заняться самоочищением.

Или что скрыто за зеркальными дверями кредитных учреждений

Почти во всех выступлениях банкиров красной нитью проходит одна мысль. Есть белые и пушистые банки. Сотрудники—от председателя правления до последнего клерка—сплошь в белых фраках и перчатках. Топ-менеджеры на белых конях, простите, на серебристых лимузинах. И есть черные российские заемщики-мошенники. Они подсовывают банкам заведомо ложные сведения; допускают просрочки по кредитам; пытаются (безуспешно, конечно) коррумпировать сотрудников; качают права; и вообще козлы.

Помню 2009 год, разгар кризиса. Подал я заявку на кредит в банк из десяти крупнейших. Через неделю прихожу: как дела? Девочка-клерк на забитый шкаф показывает: «Видите, сколько? Не успеваем! Впрочем, давайте 5 тыс. руб.—я вашу заявку на верхнюю полку переложу». Не дал. Но на белый фрак посмотрел.

Банки вымогают взятки по-разному. Девочка—неопытная; кто так подставляется? Обычно используются кредитные посредники. Откат 20% от суммы кредита; и договор автора с ООО «Син Вера» имеется в распоряжении редакции. Как контора-посредник и банк делят его между собой—пусть разбирается МВД.

Посредники наглые. Если гражданин или юрлицо активно берет кредиты, они будут ему постоянно звонить, предлагать услуги. Откуда они берут телефоны, да еще сотовые? Ведь закон «О защите персональных данных» не отменен. Очевидно, информация утекает из банков, причем целыми базами. Но СК, видимо, начинает реагировать только при сумме взятки в $1,5 млн. Иногда банк и посредник (или ростовщик-микрофинансист) находятся в одном здании: зеркальные двери напротив. Пришел заемщик, получил отказ. «Добрый» клерк ему говорит: «Иди, мил человек, вон в ту дверку. Там помогут».

При возникновении у заемщика просрочки начинается вовсе бандитизм. На аутсорсинге. Так, у Росбанка внутренний коллектор, вышибающий долги, называется АВД (агентство возврата долгов). Непрерывные телефонные звонки, угрозы, приезды—наезды… А белый и пушистый банк не при чем.

Еще хуже воздействие банков на суды. Они пользуются своей «многорукостью». Если суд встанет на сторону заемщика, у банка найдется достаточно юристов, чтобы накатать кипу жалоб на судью, допустившего столь непростительный грех. Сейчас 85% исков с участием банков решается в пользу последних.

Возможно, это доказывает их белизну. Но снова скрипит моя старческая память: 2012 год, сотрудник банка (не из ТОП-10) заявляет: «Мы простимулируем судей и приставов». Тот суд я выиграл и даже добился увольнения говорливого: просто записал реплику, и без разрешения включил в суде на полную громкость. Судья переменилась в лице, вынесла мне предупреждение за неуважение к суду…

С вкладами тоже есть вопросы. Мы несем деньги на депозиты, не зная, на что они пойдут. В отчетах банков общие цифры, но очень редко общественности предъявляют реально профинансированные проекты. По-прежнему плохо известны владельцы и бенефициары банков. Потом банкиры и клиенты начинают стонать от ужесточений со стороны ЦБ и Минфина. Не взглянуть ли в зеркало? Или за блеском белого фрака ничего не видно? Так другие увидят: 26 обысков сразу.

Удар по банковской системе нанесен серьезный. Прежде всего, это потеря репутации. Ведь Росбанк по всем показателям входит в число крупнейших банков России. По итогам I квартала 2013 года он вошел в первую пятерку (ТОП-5) российских банков по размеру кредитного портфеля, в первую десятку (ТОП-10, 9-е место) по размеру активов.

Эксперты говорят о высоких зарплатах топ-менеджеров крупных банков, избавляющих их от необходимости брать взятки. «При зарплатах и бонусах, которые получают банковские менеджеры такого уровня, вымогательство взятки выглядит маловероятным. Репутация для них превыше всего»,--заявил вице-президент Ассоциации региональных банков Александр Хандруев. Но лепет арестованного Владимира Голубкова о необходимости срочно получить $1,5 млн. для поездки в Париж наводит на нехорошую мысль: неужели зарплатами с кем-то (с кем?!) делятся, а сами нищие?

Обыски прошли в банках уровнем пониже. Всего проведено 26 следственных действий в 21 кредитной организации. Наиболее крупными из них являются ОПМ-Банк и Банк24.ру. Банк24.ру занимает 242-е место по размеру активов; ОПМ-банк—292-е. Это не Росбанк и даже не первая сотня, но крепкие середнячки. Можно сказать, типичные.

И что же? Отмывание денег и незаконные банковские операции. «В рамках расследования уголовного дела по факту осуществления организованной группой лиц незаконной банковской деятельности следователи ГСУ ГУ МВД России по Москве совместно с оперативниками московской полиции и ГУЭБиПК МВД России провели 21 обыск в банках, в том числе в ООО КБ "ОПМ-Банк" и ОАО "Банк24.ру", а также по месту жительства подозреваемых», — говорится в сообщении МВД. Пока полиция арестовала 4 человек.

Я не считаю, что российская банковская система состоит из вымогателей и мошенников. Наоборот, повышение качества услуг (даже в самых развитых странах банки не работают круглосуточно) убедительно свидетельствует, что в основе своей она—здоровая. Но очень жадная. А жадность известно кого губит. Я призываю банкиров внимательно посмотреть, что происходит за зеркальными дверьми. Или этим займутся СК и МВД с неприятными для всей банковской системы последствиями.


Павел Чувиляев

Эксперт «МК»:

Андрей НОВГОРОДОВ, адвокат:

--В настоящее время в России активизировалась борьба с коррупцией. Руководство страны постоянно с различных трибун и с экранов телевизора говорит о работе, которую ведет государство с этим «недугом». Росбанк является крупным банком, который имеет филиалы практически во всех городах России. Поэтому задержание топ-менеджеров Росбанка по подозрению в получении взятки (коммерческий подкуп) и широкое освещение этого  в СМИ является своего рода отчетом государства о проделанной по борьбе с коррупцией работе. Кроме того, полагаю, что активные  действия правоохранительных органов по распространению информации о задержании и возбуждении уголовного дела в отношении руководителей Росбанка направлены также на предупреждение других государственных служащих и руководителей коммерческих организаций о реальности действий государства по борьбе с коррупцией. Однако, на мой взгляд, не совсем корректно в утвердительной форме говорить в СМИ о совершении преступления до вынесения приговора судом, так как это нарушает установленный Конституцией РФ принцип презумпции невиновности.

Банковский рынок это сложный механизм. Кроме кредитования юридических лиц, а именно в этой сфере, по мнению правоохранительных органов, было совершено преступление,  он включает в себя межбанковское кредитование, работу с депозитами(вкладами) физических и юридических лиц, операции с ценными бумагами и.т.д. Поэтому задержание двух топ-менеджеров, пусть даже одного из крупнейших Российских банков, по подозрению в совершении преступления не окажет влияние на ситуацию на рынке банковских услуг.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру