По словам министра экономического развития, Россия сейчас вошла в "самый сложный за всю постсоветскую историю страны этап: совершенно новые условия экономического роста, которые кардинально отличаются от предыдущего десятилетия". К тому же сейчас нам необходимо решить шесть ключевых задач, которые требуют 7,5% ежегодного роста ВВП».
Во-первых, это повышение зарплат бюджетникам, реформирование пенсионной системы, переселение людей из аварийного жилья (а это более 700 тысяч человек), решение проблем ЖКХ, ликвидация очередей в детские сады «и целый ряд других социальных задач, решения которых откладывать невозможно». На это, по мнению министра, потребуется порядка 0,6% ВВП в среднем за год.
Вторая задача — это модернизация вооруженных сил, что потребует 1,5% ВВП ежегодно. Третья проблема, требующая незамедлительного решения, - модернизация системы здравоохранения, образования и жилищного сектора. На эти цели необходимо 1,7% ВВП.
Также России требуется развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, а это ещё 1,8% ВВП. Необходимо поддержать и развитие регионов — им требуется 0,4% ВВП. И, наконец, шестая задача - сокращение нефтяной зависимости российской экономики. Это требует ни много ни мало 1,5% ВВП.
«Таким образом, дополнительная потребность в ресурсах на суммарное решение этих проблем составляет в среднем за год 7,5% ВВП», — считает Белоусов.
При этом министр подчеркнул, что при сегодняшних темпах роста экономики, которые составляют около 3% в год, потребуется 2,5 года прироста ВВП только для реального резерва в экономике для выполнения этих задач. А учитывая, что через бюджетную систему перераспределяется только одна треть прироста ВВП, этот срок увеличивается в три раза — до семи-восьми лет, заявил Белоусов. В связи с этим, он считает, необходимо принять меры для ускорения экономического роста. И резервы для этого есть, просто мы их «сильно недоиспользуем».
Первый резерв – это инвестиции. Финансовый ресурс для инвестиций сегодня в России один из самых больших в мире – 30% ВВП. Однако сами инвестиции в основной капитал составляют только 20% ВВП. Остальное же вывозится за рубеж. Но если мы улучшим предпринимательский климат и повысим привлекательность внутреннего финансового рынка – уже к 2015 году сможем достичь инвестиций в 25% ВВП, а в долгосрочной перспективе приблизимся к 30%.
Следующее, что необходимо сделать – увеличить экспорт не энергетических товаров, в особенности машиностроения. Сегодня Россия экспортирует машин и оборудования всего на $27 млрд. «Это просто позорная цифра!», - воскликнул Белоусов. Для сравнения, Китай экспортирует машиностроительную продукцию на $900 млрд. Министр экономического развития считает, что если создать систему поддержки экспорта, Россия сможет увеличить свою прибыль, как минимум, до $60-65 млрд. А к 2015 – до $120 млрд.
Третий резерв – увеличение производительности труда. Сейчас наш уровень производительности труда составляет лишь 36% относительно уровня США (по расчетам академика Леонида Абалкина, уже в 1980 году уровень производительности труда в СССР составлял не менее 50% от США. Впрочем, потом все застопорилось). Сейчас нам необходим рост производительности труда в 7% в год. «Мы имели такие темпы в предкризисный период, в 2006-2007 года – и должны достичь их в будущем», - заявил Белоусов.
О том, что необходимо сначала повышать уровень производительности труда, а только затем зарплату работникам, говорил и экс-министр финансов Алексей Кудрин во время «Прямой линии» с Владимиром Путиным. Тогда президент заявил экс-министру, что он хороший экономист, но плохо разбирается в социальных проблемах. Так что, по мнению Путина, с производительностью труда у нас всё нормально.
И последний, четвёртый резерв, - это развитие малого и среднего предпринимательства. Сейчас в этом секторе занято около 17 млн. человек, включая индивидуальных предпринимателей, привёл цифры министр. А это четверть всех занятых в экономике. Ещё 18 млн. же работают в «теневом секторе». А за счёт создания условий для выхода из тени малых предпринимателей можно увеличить долю малого бизнеса в ВВП с сегодняшних 19% до 40-50%, что соответствует развитым странам мира.
Таким образом, заявил министр, если правильно использовать эти резервы, то можно не только решить эти шесть ключевых задач, требующие 7,5% ВВП, но выйти в 2014-2016 годах на траекторию 6%-ого роста. А в 2017-2020 годах и вовсе достичь почти 7% ежегодного прироста.
Стоит отметить, что это даже больше, чем заложено в Социально-экономический прогноз развития России до 2030 года, подготовленный ведомством. Там, согласно самому оптимистичному развитию событий в стране, прирост нашей экономики составит максимум 6,6% ВВП.