«Нынешняя проверка «Аэрофлота» вполне в духе времени. Президент неоднократно заявлял об усилении борьбы с коррупцией, и, конечно, Счетная палата как один из важнейших участников этого процесса просто не может не найти хоть какого-то негатива у проверяемых — у нее просто нет других вариантов. Однако в данном случае суховатые формулировки отчета аудиторов надо читать так: «... в «Аэрофлоте» все в порядке, теперь мы идем к вам…», констатирует в своей колонке в «Независимой газете» директор Центра политического анализа Павел Данилин. Политолог отмечает, что ревизия прошла для компании вполне позитивно, в отличие от аудитов многих других госкомпаний, никаких сообщений о выявленных многомиллиардных растратах или возбуждении уголовных дел не поступало.
Претензии Счетной палаты в основном сводятся к неэффективной структуре издержек и, как следствие, высоким ценам на билеты, пишет «Российская газета». Впрочем, ревизоры сами же и дают ответ на этот вопрос: цена на билеты определяется выгодными слотами, то есть удобным для пассажиров временем отправления и прибытия лайнеров и обновленным парком воздушных судов. Слоты же — актив весьма дорогостоящий, например, авиакомпания United недавно приобрела два слота в лондонском Хитроу за 209 млн долларов. Забота о пассажирах стоит дорого, что не мешает компании оставаться конкурентоспособной.
«Аэрофлот» — не монополист на рынке, и необоснованно высокие цены на билеты немедленно вызвали бы отток пассажиров, уверен аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко. Между тем сами ревизоры СП подтверждают, что пассажирский спрос у авиакомпании пока только растет.
Аналитики уверены, что проверка Счетной палаты ясно показала отсутствие коррупционных схем. «Я просмотрел документы Счетной палаты по «Аэрофлоту» и не нашел там никаких признаков экономических преступлений», — сообщил глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев в «Российской газете».
Согласен с ним и депутат Андрей Колесник, член комитета Госдумы по транспорту. «Я думаю, эти проверки серьезных последствий для авиакомпании иметь не будут, — сказал он. — Руководство «Аэрофлота» теперь, конечно, должно четко объяснить, на что и куда расходовались деньги, что ушло на рекламу, на информационную поддержку или на поощрения менеджеров. Но на то и Счетная палата, чтобы выявлять недостатки».
В отчете СП действительно упомянуты некие «неэффективные» расходы и управленческие решения, на которых Павел Данилин останавливается подробно. «Аэрофлот — государственная корпорация, в отличие от многих других, бороздящих воздушные просторы. И в своей ежедневной деятельности, помимо собственно перевозок пассажиров, обязана нести и высокую государственную миссию», — напоминает эксперт.
В частности, в 2010 году было принято решение о том, что именно «Аэрофлот» должен консолидировать государственные авиакомпании страны. «Владивосток Авиа», «Сахалинские авиатрассы», «Оренбургские авиалинии», «Донавиа» и ГТК «Россия» сегодня являются дочерними структурами авиаперевозчика и требуют серьезнейших финансовых и организационных вложений. Кому-то это может показаться неэффективным, ведь, думая исключительно о коммерческой выгоде, вкладывать деньги в убыточные рейсы с Дальнего Востока нет никакого смысла. Но с государственной точки зрения, «Аэрофлот» занимается важным и необходимым делом.
В том же 2010 году бывший тогда премьер-министром Владимир Путин потребовал, чтобы корпорация закупала больше отечественной авиатехники. Поручение было исполнено — «Аэрофлот» уже приобрел 10 самолетов Sukhoi Superjet 100 и законтрактовал еще 30. Лишь после него другие авиакомпании России и зарубежных стран начали приобретать показавшую себя на рейсах «Аэрофлота» машину.
Кстати, кроме российских лайнеров парк авиаперевозчика пополняют и воздушные суда ведущих иностранных производителей. На сегодня у «Аэрофлота» самый молодой самолетный парк в Европе — 135 воздушных судов, из которых большинство составляют Airbus и Boeing последних моделей. Только 11 апреля был введен в эксплуатацию лайнер А320 «Н.Басов», а 19 апреля к нему присоединился еще один А320 — «А.Попов».
Благодаря грамотному руководству в этом году «Аэрофлот» впервые вошел в список крупнейших в мире компаний Forbes Global 2000, где оказался единственным авиаперевозчиком из 30 российских участников рейтинга. «Высокие показатели по выручке, размерам прибыли, общей сумме активов и рыночной капитализации дали возможность «Аэрофлоту» войти в мировую бизнес-элиту», — пишет Данилин в материале. Собственно, Счетная палата и сама признает значительные достижения менеджмента «Аэрофлота»: «В 2011 году рост объема пассажирских авиаперевозок увеличился на 24,2%, в том числе доходы на международных воздушных линиях выросли на 22,3% к уровню 2010 года и обеспечили 75,7% общего объема доходов пассажирских перевозок. Доходы на внутренних воздушных линиях выросли на 30,6%». Всего за 2011 год перевезены бортами компании более 14 млн человек. Добавлю, что цифры за 2012 год не менее впечатляющие — в прошлом году «Аэрофлот» перевез 17,7 млн человек, а с учетом «дочек» — 27,5 млн».
Василий КУЗНЕЦОВ