Некоммерческое партнерство Профессиональных таможенных операторов провело круглый стол на тему «Вопросы уплаты утилизационного сбора в РФ: проблемы и перспективы». О перспективах наиболее интересно: буквально накануне Минпромторг опубликовал на сайте проект постановления правительства «« Об утилизации колесных транспортных средств» от 22 апреля, вносящий изменения в знаменитое постановление правительства №870, установившее утилизационный сбор.
Участвовавшие в работе круглого стола представители Федеральной таможенной службы (ФТС) всячески открещивались от этого документа. «Никаких официальных бумаг в ФТС не приходило»,--раздраженно заметил замначальника управления ФТС Рустам Хакимов. Таможенников понять можно: они исполнители; им сказали взыскать—они и взыщут. А о закулисной борьбе любое ведомство говорит неохотно. Но, что ФТС не имела отношения к проекту Минпромторга и впервые о нем слышит, верится с трудом.
Смысл грядущих изменений в том, что Россия договорилась с Евросоюзом в рамках ВТО. Как признали сегодня таможенники, утилизационный сбор составляет около 3% платежей Центральной акцизной таможни; ему подвергаются 700 тысяч транспортных средств в год. Это десятки миллиардов рублей (миллионы евро), которые теряют европейские производители автомобилей. Недаром Евросоюз хотел подать на Россию в суд ВТО; есть, за что бороться. Подробнее о перипетиях см. заметку «Евросоюз не подаст на Россию в суд в рамках ВТО» на сайте «МК» от 17 апреля.
Дискриминации иностранцев можно было избежать по-разному. Например, отменить сбор для всех. И многие на это надеялись. Но в России так не делается. Как следует из проекта Минпромторга, утилизационный сбор будут платить все. Для поддержки отечественного автопроизводителя предусмотрена возможность субсидирования сбора из бюджета.
Для обычного человека это означает, что иномарки, как минимум, не подешевеют. А некоторые могут и подорожать. Не следует забывать об идее Sollers 2011 года о введении антидемпинговых пошлин на коммерческие легковые автомобили. К ней могут вернуться в связи с формальным нивелированием разницы в сборах.
Что касается российских автомобилей, то они могут подорожать. Субсидирование—это неплохо, но его еще получить надо, а сбор платить сейчас. Наверняка родной автопром завопит о жутких убытках и под аккомпанемент этих песен поднимет цены. Тем более, сезон продаж на носу.