Президент Обама хочет сэкономить за 10 лет $1,8 трлн., действуя одновременно двумя рычагами – урезанием расходов федерального правительства и пополнением казны новыми налогами. Некоторые из предложенных им налоговых новшеств не должны бы вызывать возражений даже у республиканцев – например, отмена налоговых льгот для нефтяных компаний, которые купаются в миллиардных прибылях, или обложение нормальным подоходным налогом (максимум до 39,6%) оплаты труда менеджеров инвестиционных фондов, которые сегодня платят налог не более 15%. Но законодатели слишком часто действуют в угоду и нефтяникам, и финансовой индустрии, которые финансируют их избирательные кампании. Отсюда и возражения...
Тем более не по вкусу оппонентам Обамы такая налоговая идея президента, как осуществление на практике т.н. «правила Баффетта» (его в свое время сформулировал «главный инвестор планеты», мультимиллиардер Уоррен Баффетт): те, чей доход превышает миллион долларов в год, не могут платить подоходный налог ниже 30 процентов. В Конгрессе США слишком много людей, кто по своим доходам прямиком подпадает под «правило Баффетта» (хотя номинальная зарплата рядовых сенаторов и конгрессменов составляет лишь $174.000 в год).
Но есть в налоговом пакете Обамы и более экзотические предложения. Хотя в Америке курево уже давно стоит дорого – в несколько раз дороже, чем в России, – предлагается ввести новый федеральный налог на сигареты: $1,95 с каждой пачки. Выпивка в Новом Свете есть всякая – и дешевая, и дорогая. Дешевую Обама оставил в покое, а вот дорогую решил очень выборочно потрясти: он хочет лишить налоговых льгот ароматизированные водки, которые в настоящее время находятся в более привилегированном положении, чем спиртное «без выдумок» – «простая» водка, виски, текила, коньяк и т.д.
Если это предложение пройдет, то производителям «малиновки» Stoli Razberi, «лимоновки» Absolut Citron и тому подобных напитков придется платить американскому государству дополнительную мзду из расчета $13,50 за пруф-галлон (т.е. галлон, или 3,79 литра, 50-градусного спиртного). Поскольку «цветные» водки разводят до крепости ниже 40 градусов, то на галлон готового продукта налог получится несколько меньше, но тоже весьма ощутимый – порядка $10,25.
Американцы «цветную» водку любят – поэтому вы ее найдете в любом ликеро-водочном магазине. Если литровая бутылка подорожает на пару-тройку долларов, это заметят все. А «Столичная», будь то «простая» или «цветная», – и без того дорогая марка, дороже не только «Русского стандарта», но и, скажем, отличной норвежской водки Vikingfjord Vodka. Многие воспринимают это как ценовой парадокс: напиток викингов проходит при дистилляции пять перегонок, а «Столичная» – лишь четыре. Но Stoli – зерновая водка, а ее норвежский конкурент – картофельная. Зерновая ценится выше, хотя тут знатоки и любители могут поспорить...
Значит ли все это, что обамовская «антиводочная» инициатива ударит по российским интересам? Ни в малейшей степени. Ароматизированные водки марки Stoli (лимонная, апельсиновая, ванильная, малиновая и т.д.) производятся в Латвии, в Риге, а связываться с производителем – SPI Group – на его вебсайте предлагается через Кипр или Люксембург. В России пьют совсем другую водку «Столичная» – ее производит московский «Кристалл». Судебные битвы за знаменитую марку идут уже много лет.