«Круглый стол» в ВШЭ состоялся в рамках XIV Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Традиции наработаны, в следующем году юбилей. Довольно часто — и нынешнее мероприятие не исключение — обсуждение со стороны представителей бизнеса превращается в «жалобную книгу». Только и слышишь: «власть зажала там и закрутила гайки здесь».
Такой подход не всегда конструктивен. Так, по мнению принявшего участие в дискуссии зампреда крупного банка, «высокие ставки по кредитам являются следствием излишне жестких регулирующих мер Банка России в последние два года». Корреспонденту «МК» это слушать надоело, и на вопрос: «А что, раньше они были ниже, что ли»? — ответом стало молчание…
Критиковать власть бизнесу есть за что. Но гораздо полезнее было бы что-то предложить. Тем более что запущенному в 2004 году механизму государственно-частного партнерства (ГЧП) скоро исполнится 10 лет. Нельзя сказать, что за это время его отладили до конца, в том числе и законодательно. Однако он действует: проекты реализуются.
В отсутствие масштабных инициатив со стороны бизнеса проекты взаимодействия стала предлагать… власть. Причем власть региональная. Если вдуматься, ничего удивительного в этом нет. Россия — большая страна. Для решения проблем федерального уровня нужны проекты стоимостью от $10 млрд. Таких инвесторов, учитывая реалии продолжающегося мирового финансового кризиса, в мире мало. Но для региональных бюджетов зачастую интересны проекты с «ценой вопроса» от $1 млн. Понятно, что найти инвесторов для них гораздо проще.
Как справедливо заметил выступавший на «круглом столе» в ВШЭ министр инвестиций и инноваций Московской области Глеб Бондаренко: «Волна крупных инвестиций уже прошла. Сейчас популярны проекты среднего размера. Под них мы в области создаем продукт. Есть четыре направления: земля; коммуникации; дороги; люди. Не всегда нужна дешевая земля; с каждым инвестором мы работаем индивидуально. Сейчас мы добились того, что инвестор за два месяца получает всю разрешительную документацию на землю и газоснабжение. Себе задачу ставим так: к 2015 году за счет инвестиций увеличить объем бюджета Московской области в 2,5 раза — до 1 трлн руб.».
Что это даст обычным жителям региона? Многое, причем не только населению области, но и москвичам. Например, Глеб Бондаренко рассказал о строительстве железнодорожных переездов на основе механизма ГЧП. Для Московской области переезды — огромная транспортная проблема. Даже беглый взгляд на карту показывает, что регион «проткнут» железнодорожными ветками московского узла во всех направлениях. Простоять в пробке у переезда 40 минут считается счастьем; в период интенсивного движения (утро и вечер) потери времени достигают 2—3 часов.
Три переезда будут строиться за бюджетные деньги. Но расчеты показывают, что нужно еще 16. Их построят в рамках ГЧП, проезд будет платным. «Плата будет минимальной. Мы настаиваем на том, чтобы стоимость проезда для легкового автомобиля не превышала стоимость одной поездки в московском метро», — подчеркнул Глеб Бондаренко. За эти деньги автолюбитель получит эстакаду над путями. Возможно, на них тоже будут пробки, но задержка из-за наличия переезда сократится до нуля. Первый платный переезд должен открыться уже в 2014 году в Домодедове.
Тем жителям области, кто не имеет автомобиля, увеличение объема бюджета региона за счет привлечения инвестиций также поможет. Так, в регионе планируется масштабная программа модернизации и строительства больниц. Но это планы, а есть результат и более конкретный: удачное привлечение инвестиций позволит региону устанавливать счетчики воды и газа в квартирах малоимущих жителей бесплатно.